По данным отчета GS Group за первый квартал, доля российских брендов смартфонов на рынке страны сократилась год к году с 2% до 0,1%. Одновременно аналитики группы отметили, что доля отечественных марок в сегменте кнопочных телефонов выросла с 60% до 75%, пишет "Коммерсантъ".
Снижение доли российских брендов на рынке смартфонов началось в прошлом году. Александр Сурков, глава аналитического центра GS Group, указал на ряд причин, включая конкуренцию китайским вендорам во всех сегментах, увеличение стоимости логистики и проблемы с лицензированием сервисов Google для использования на российских смартфонах из-за санкций Соединенных Штатов.
Согласно источнику, российские бренды смартфонов по-прежнему поставляются через каналы параллельного импорта, но ретейлеры пока распродают свои складские запасы, и новых моделей таких марок, как Dexp, F+ и Digma, на полках магазинов практически нет. Усиление китайских конкурентов, как признался источник, привело к сокращению доли российских брендов.
Сурков выразил мнение, что российские бренды смартфонов могут вернуть свою долю рынка путем локализации производства в стране с целью участия в государственных закупках. Он пояснил, что благодаря этой локализации вендоры смогут участвовать в госзакупках, что становится важным в свете стратегии властей по импортозамещению и обеспечению безопасности данных.
Согласно данным "М.Видео-Эльдорадо", наибольшую долю по денежной стоимости занимают флагманские смартфоны (стоимостью свыше 50 000 рублей). Они составляют 40% продаж на российском рынке смартфонов. Отечественные бренды удерживают 60% долю на рынке кнопочных телефонов. В первом квартале было продано 1,1 миллиона таких устройств, а самыми популярными российскими брендами стали F+ и teXet. Отчет ретейлера также указывает на продажу 6,5 миллиона мобильных телефонов в России за этот период.
По оценке МТС, продажи российских смартфонов в первом квартале сократились в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. В настоящее время, в каталоге "Ситилинк" представлены всего два российских бренда смартфонов - BQ и Inoi, но они представлены в ограниченном количестве. Поэтому оценивать продажи и перспективы этих позиций не является полностью точным, заявили в компании.
Представители F+ заверили, что у компании есть достаточное количество товара, чтобы обеспечить непрерывные поставки всех востребованных моделей. В апреле F+ объявила о запуске производства смартфонов и планшетов для государственного сектора в Калининграде. Бренд-менеджер Digma, Сергей Шевелев, сообщил, что компания прекратила поставки смартфонов в Россию в 2019 году, но рассматривает возможность возобновления производства в Китае.
В начале весны стало известно, что ввоз «серых» смартфонов практически полностью прекратился. «Серые» схемы ввоза гаджетов потеряли актуальность из-за налаживания параллельного импорта. Такие смартфоны могут стоить до 30% дешевле ввезенных по параллельному импорту, но покупка таких устройств сопряжена со множеством дополнительных рисков. В частности, у покупателя, как правило, не будет гарантии, а предоставившие их фирмы-однодневки не будут исполнять обязательства.