Posted 16 мая 2023,, 10:37

Published 16 мая 2023,, 10:37

Modified 16 мая 2023,, 10:41

Updated 16 мая 2023,, 10:41

Вопрос дня: кому теперь будет доступна икона «Троица» Андрея Рублева?

Вопрос дня: кому теперь будет доступна икона «Троица» Андрея Рублева?

16 мая 2023, 10:37
Дмитрий Гражевич
Фото: Соцсети
Эксперты опасаются того, что после передачи шедевра древнерусского искусства Церкви, его сможет увидеть гораздо меньше людей, чем в музее.

Решение Путина о передаче самой известной православной иконы – «Троицы» Андрея Рублева Русской православной церкви взволновало культурную общественность. Социальные сети пестрят комментариями, лейтмотивом которых является опасение, что икона, лишенная строжайших музейных условий хранения, теперь начнет стремительно разрушаться. Недаром после непродолжительной передачи ее той РПЦ несколько лет назад, специалисты обнаружили на ней множественные повреждения. Однако, как считает журналист Дмитрий Гражевич, главная опасность таится не в условиях, которые РПЦ наверняка сможет обеспечить, а в доступности самого шедевра:        

«Тут некоторые шутят, что президент читает мой блог. Особенно в связи с моей публикацией месяц назад про «Троицу», где я писал про то, что ее можно вывозить в свет, если соблюдать необходимые технические требования и требования безопасности.

Что я хотел бы добавить на этот счет? Анатолий Осмоловский пишет, что в нашей стране этого невозможно, что церковь полна невеждами, а иконы-шедевры там превращаются постепенно в темную пыль (я немного перефразировал для красного словца). Но другие считают, что «Троица» будет вывезена с особыми условиями техники и безопасности, и я с ними, как это ни ужасно, согласен. Это сделают, чтобы прецедент был ярким для дальнейшего повторения с другими шедеврами церковного формата. И денег не пожалеют.

А потом уж глаз замылится, за иконой придет (уйдет) другая икона, денег РПЦ на них уже не будет разбрасывать. Ни свечек, ни госбюджета не хватит.

А потом, когда народ притихнет, ослабнут «бюджетные вожжи» и у «Троицы». И начнет она покрываться мраком. И перестанет «мироточить» и чудотворить. Так здесь бывает со всеми и со всем. И с великими людьми, и с великими предметами искусства.

Сегодня «Троица» — это шедевр Рублева и звенящая новость, а завтра просто икона в Лавре. Но меня волнует уже другое.

Данное действо благостно для истинно верующих (3% от населения России), но преступно для образованного и стремящегося к культуре (таких куда больше в России, чтобы ни говорили про нас хорошие уехавшие) и поэтому оно (действо) разрушает культуру в массах. Сколько молодых людей может увидеть «Троицу» в Третьяковке и сколько ее сможет увидеть в Лавре?

Тем более, что «Троица» постоянно выставляется для верующих в храме при Третьяковской галереи. Ну идите и молитесь. Зачем вам нужен массовый заплыв и очереди к реликвии? Маркетинг со стороны РПЦ для небольшого притока верующих и политика со стороны власти. Про РПЦ всё ясно, а вот с властью так себе. Нужен еще больший отток здравомыслящих? Возможно. Но с кем же вы останетесь в итоге. С разбитым корытом?»

В комментариях к этому посту, кстати, были немаловажные дополнения:

- Тут вот еще штука в чем. Иконостас в Троицком соборе Лавры огорожен, к нему не подойти. (Сейчас там другая «Троица» висит). Так что хрен кто ее там разглядит, кроме служителей.

А другие комментаторы усомнились в неодолимой тяге россиян к искусству:

- Вот не верю я в то, что истинно культурных больше, чем истинно верующих. Они ходят в музеи и театры, как в храм - по праздникам, свечку подержать, куличи посветить, не дикари чай, кто-то даже «отче наш» и «богородица дева» знает. Имитация, везде и во всём имитация, и в вере, и в надежде, и в любви, блевать от этого тянет».