Иван Зубов
С тем, что не только точные науки, но и общественная мысль, и искусство в России переживают глубокий упадок, согласны и оппозиция, и отечественные патриоты. К примеру, писатель Захар Прилепин, недавно переживший покушение на свою жизнь, говорил в одном из интервью:
«Вся эта линейка — от Киркорова до Шнура — она унизительна для страны, где еще позавчера были Образцова, Бернес, Вертинский и Соловьев-Седой. Ну не конкурентен, простите меня, Игорь Крутой Тихону Хренникову и Матвею Блантеру».
Разумеется, что то же самое касается и других областей культуры, в том числе и литературы. Однако, тут возникает немаловажный вопрос: а так ли спасительна высокая культура для общества? Российский политолог Константин Калачев считает, что как раз наоборот: самые счастливые люди, по его ироничному выводу, это те, кто книг вообще не читает. И этим обстоятельством отлично пользуется власть в своих целях:
«Вот взять меня. Папа - секретарь парткома МВД СССР, начальник ГУООП МВД СССР очень любил книги. И потому покупал всё. Домашняя библиотека была очень большой.
Кто их все в детстве перечитал?
Я. И кем вырос сын генерала?
Сторонником плюрализма, критического мышления, приверженцем свободы, и нестяжательства, рефлексирующим нон-конформистом. Что по нынешним временам практически приговор и запрет на гуманитарную профессию.
Можно было бы посоветовать прятать книги от детей. Но дети теперь и сами книгами не интересуются. У них гаджеты.
К чему тогда пишу?
Да просто читаю новости.
И немного завидую идейным ястребам, у которых от этого потока волосы дыбом не встают. Которые требуют, чтобы жестче и еще жестче. Которые на ура-патриотизм напирают.
Скреп требуют и в прошлое зовут.
Можно ли считать патриотами тех, кто хочет откатить Отечество лет на 170 назад? Но чтоб с максимальными благами 21 века для себя и встроившихся в систему, для новой «элиты»? Вопрос риторический. Эти, кстати, тоже книжек начитались. Причем относительно недавно, что ярко заметно по энтузиазму неофитов.
Набор этой литературы был крайне ограничен, что, увы, не скажешь о её идейном воздействии.
Пока всё складывается в пользу реконструктороа и косплейщиков. Возвращаемся в прошлое, осталось крепостное право восстановить.
А те, кто книжек вообще не читал, то есть «глубинный народ», самые счастливые люди.
Что воля, что неволя, что новости, что говновости - всё равно.
Начальство всего не расскажет.
Мы всего не знаем.
Зато царские глаза далеко видят.
Какие надо книги, те он за нас сам прочтет, нам перескажет, да в жизнь воплотит.
Грозно и страшно, бедно и уныло, а без царя нельзя».
Эти выводы подтвердил один из читателей Калачева примером из литературной же классики:
«Это правда. Часто вспоминаю фразу из «Морского волка» Джека Лондона: «Будь проклят день, когда я впервые открыл книгу!»
Сильнейшее влияние малообразованных людей на жизнь российского общества отметил в своем интервью известный социолог Алексей Левинсон:
«В нашем обществе в целом господствует депрессивный дискурс пожилых, довольно бедных, мало и плохо информированных, озабоченных бытом женщин.Конечно, кроме отрицательных эмоций, у них есть положительные. Этим людям очень важно, чтобы была власть, про которую они думают, что она сильная и надежная. Чтобы было ощущение, что они живут в большой великой стране. Потому что невеликость повседневной жизни должна быть как-то компенсирована величием державы. Эти ценности для них дороги, и они будут говорить, что всех, кто посягает на эти ценности, надо наказывать, закрывать им рот.На этом фоне каким-то писком выглядит мнение молодой части общества, которая статистически очень мала».