Posted 4 апреля 2023, 08:11

Published 4 апреля 2023, 08:11

Modified 4 апреля 2023, 09:04

Updated 4 апреля 2023, 09:04

Будь что будет: подавляющее большинство россиян не имеют внятного образа будущего

4 апреля 2023, 08:11
Российское общество приняло свою полную зависимость от правящего класса и готово быть таким, каким угодно властям в настоящий момент.

Дмитрий Михайличенко, аналитик, доктор философских наук

Контуры социально-философской диагностики российского социума.

Экономика. Происходит падение ВВП, экономный уровень потребления, значительная инфляция и постепенное, но устойчивое, снижение качества жизни (с 2014 г.). Текущая ситуация, как и кризисы предыдущих лет (ковидный, посткрымский), чревата дальнейшим усилением экономического неравенства. Инфляция тревожит всех, а верхушка обеспокоена еще и поиском сокращающейся кормовой базы. Поддержка мобилизованных несколько амортизирует неравенство, но не способна поколебать тренд. Ситуацию может улучшить увеличение прямых выплат населению: в отношении семей с детьми это уже действует, но про «вертолетные» деньги говорить не приходится: инфляция и без того значительная. Ощущение социальной несправедливости высокое, хотя СВО способствует некоторому вымыванию этих настроений.

Политика и управление. Реальная политическая жизнь, которая существовала еще 4-5 лет назад, сейчас фактически прекращена: индикатором тут было уничтожение несистемной оппозиции в начале 2021 г. Власть стремится к тому, чтобы превратить всю внутреннюю политику в иерархическое управление, но оставить при этом все атрибуты политического процесса (партии, выборы и т.д.). Публичной политики все меньше, но внутриэлитно борьба группировок продолжается. Социум видит только отголоски этого процесса.

Восприятие геополитики. Сформирован очень высокий уровень антизападных настроений. Соцопросы показывают, что к Китаю россияне относятся очень хорошо, но, если копнуть глубже (фокус-группы), синафобия и страхи превращения России в сырьевой придаток Поднебесной очень высоки. Формирующаяся изоляция России от Запада только частью социума воспринимается как проблема: подавляющее большинство россиян не имеют загранпаспортов, многие думают, что в Европе скоро будет продовольственный кризис и, вообще, крах. А Россию считают самодостаточной. 

Культура и искусство.  Социум мыслит этатистски – государство должно определять все: направления творчества, тематику фильмов, смыслы художественных романов и т.д. Патриотическое воспитание, использование культуры и образования в качестве инструментов для такой политики одобрено социумом. Направлений творчества, способствующих развитию свободомыслия и абстрактного мышления, все меньше. Культура и искусство выполняют идеологические функции государства.

Модернизация. Догоняющая модернизация свелась к необходимости заимствовать лучшие технологические достижения у Запада, созданию своих аналогов или покупке их у Китая. Про опережающее развитие речи нет.

Эмоциональное состояние. Базовое настроение – оставленность в покое. Аполитичность, атомизированность, усталость от ковидных лет и эпохи СВО не позволяют говорить о высоком мобилизационном потенциале социума в широком смысле слова. Значительный отток населения: уехавшие и оставшиеся все больше будут отличаться друг от друга.

Идейные настроения. Социум может впитывать и воспроизводить базовые идеологемы власти, но, прежде всего, для того чтобы быть оставленным в покое. От стандартов общества потребления не осталось и следа, но и идеологизированным социум не стал. Левые настроения сильны, но они накладываются на правый этатизм. Концепты традиционных ценностей вкупе с имперскостью работают на подчеркивание особости России как цивилизации: многим это нравится.

Образ будущего. Внятный образ отсутствует. Большинство считает: будет примерно то, что есть (возможно, с некоторыми ухудшениями). Подавляющее большинство граждан живут одним днем.

Общий вывод: российский социум принял социальную иерархию и свою полную зависимость от правящего класса. Он готов быть таким, каким угодно властям в настоящий момент, принимать различные настроения, без образа будущего и какого-либо обозначения своих интересов. Преобладает социальный фатализм: будь, что будет. Пустоты в образе будущего заполняют диссиденты, а власть будет делать все, чтобы нейтрализовать их влияние, но вряд ли предложит что-то интересное взамен.

Специально для «Кремлевского безБашенника» 

Подпишитесь