Дмитрий Михайличенко, политический аналитик, доктор философии
Информационные разборки и как бы правдоподобные отчеты о сформированности общественного мнения по поводу природы лесных пожаров в Свердловской области симптоматичны с точки зрения мотивов оправдания провалов чиновников и коррупции.
Много информационных материалов о том, что причина пожаров в деятельности украинских диверсантов. Более того, даже утверждается, что 70% жителей региона склонны полагать таким образом. В ответ летит волна негатива в адрес губернатора Свердловской области, а также Курганской и Тюменской областей. Тема очень болезненна так как тут пересекаются интересы региональной власти и МЧС, а полпред (бывший федеральный министр) В. Якушев выглядит в этой истории достаточно нелепо.
Свалить все на украинских диверсантов (хоть в кавычках, хоть без) самое простое решение, но, похоже, система власти в стране пока не готова к таким однозначным упрощениям в стиле 1930-х гг. Придумавшие такие «концепты» пиарщики, конечно же, наносят непоправимый ущерб системе госуправления так как подсказывают самое простое (и антиэффективное) решение: валить все на врагов. И самое важное, что общество (пока) не готово удовлетворяться такими версиями: иначе социология была бы реальной, а не рисованной.
Впрочем, тут важно не только реальное положение дел, но и интенция. А околовластные обслуживающие информационные и политтехнологические круги вряд ли тут ошибаются: они интуитивно чувствуют, что это будет работать: дешево и сердито. Спустя какое-то, возможно, непродолжительное время, тема вредителей государства, врагов отечества и диверсантов заиграет не только политическими коннотациями, но и экономическими и хозяйственными. Нынешняя же попытка признана неудачной и неуместной.
Пока российская социальная реальности относительно далека до реалий 1930-х гг. Пока сохраняется способность разных уровней системы власти расставлять акценты, а не сваливать все в одну, очень простую кучу – врагов и вредителей. Плюс есть относительно развитый информационный ландшафт, который, более-менее, позволяет разобраться в природе происходящего.
Однако меньше всего заинтересованы в институционализации парадигмы вредителей и диверсантов те самые несиловые чиновники среднего и регионального уровня. Ведь с них есть что взять, а значит, их шансы самим стать вредителями и раскулаченными агентами Госдепа гораздо выше, чем у простых подданных.
Впрочем, эта бюрократия не мыслит корпоративно и долгосрочно: несиловая административная элита также атомизирована, а желание спасти собственную пятую точку в опасной ситуации перевешивает долгосрочные интересы. В том числе и поэтому масштабные выявления расхитителей государственной собственности, прежде всего, из числа чиновников возможны/вероятны.
Оригинал здесь