Екатерина Максимова
Продажи лекарственных препаратов в денежном выражении за первые три месяца года рухнули на 19% (до 333,9 млрд рублей), в упаковках продажи к аналогичному периоду прошлого года сократились на 21,2% (до 1,1 млрд упаковок).
В то же время рынок биологически активных добавок растет: на покупку БАДов россияне в первом квартале 2023 года потратили 30,56 млрд рублей. Рекордным месяцем стал март: было продано 34,4 млн упаковок на 10,7 млрд рублей (+10,5% к февралю, когда оборот составил 9,6 млрд рублей, в январе 10,2 млрд рублей). Такие данные приводят аналитики DSM Group.
Эксперты DSM Group падение рынка именно лекарственных препаратов объясняют высокой базой 2022 года, когда еще бушевала пандемия коронавируса. Плюс в марте прошлого года россияне из-за начала СВО ажиотажно пополняли свои запасы пилюль и таблеток.
А вот на всплеск интереса к БАДам повлиял ряд причин. «Во-первых, такой перекос считаю опасным, потому что БАДы не являются лекарственным средством и не решают проблем. А почему произошел перекос - причин может быть много. Может, стоимостные какие-то вещи. Может быть, и ограничения по рекомендациям врачей, потому что сейчас в клинических рекомендациях Минздрава указаны не все препараты», - рассуждает доктор медицинских наук, генеральный секретарь Российского научно-медицинского общества терапевтов Андрей Малявин.
Врач общей практики Денис Николаев добавляет, что ни один иностранный производитель биологически активных добавок работу в России после начала СВО не прекратил, дефицита БАДов нет. Но основная причина, полагает он, связана именно со стоимостью биодобавок.
«Есть, конечно, и дорогостоящие БАДы, но чаще такая продукция стоит в разы дешевле медпрепаратов. К тому же биодобавки, в отличие от лекарств, так стремительно не дорожают», - считает доктор Николаев. И с этим не поспоришь.
По данным Statista, только за 2022 год медикаменты в России подорожали почти на 42%. «Индекс цен на лекарства в России в декабре 2022 года достиг 177% (к уровню января 2019 года, - прим. ред.). Таким образом, цены на лекарство в стране за один год выросли более чем на 40%», - сообщает Statista.
Так, в январе минувшего года рост (к уровню января 2019 года) составлял 34%, к июню 2022 года цены в аптеках повысились уже 60%, к концу минувшего года на 77%. Непосредственно в марте 2023 года, по данным DSM Group, лекарственные препараты подорожали на 0,7%.
«Возможно, на популярность БАДов также повлияло и то, что аптеки ужесточили отпуск некоторых лекарственных препаратов - начали требовать рецепты на многие лекарства. И пациенты заменяют препараты БАДами, так как биодобавки, не являясь лекарственными препаратами, всегда доступны», - добавляет доктор Николаев.
DSM Group уточняют, что в марте аптечные организации России реализовали свыше 2 800 брендов биологически активных добавок от 950 производителей. В ТОП-5 производителей вошли Эвалар (с долей рынка 14,5%) , Solgar (7,4%), Квадрат-С, PharmaMed и ВТФ.
В марте средневзвешенная цена упаковки БАД составила 310,2 рублей (-1,4% к февралю). Средневзвешенная цена БАД из высокого ценового сегмента составила 938,4 рублей за упаковку (-1,5% к уровню марта 2022 года, а в целом вес группы дорогостоящих биодобавок в марте уменьшился на 1,9% и составил 62%).
Изменились и предпочтения россиян: спрос на «ковидную аптечку» заметно сократился. К примеру, продажи шипучего витамина С одного из ведущих производителей БАД рухнули на 50,5%. «Что вполне логично. Это связано с заблуждением многих пациентов об эффективности витамина С как противовирусного средства, поэтому витамин С пользовался популярностью во время пандемии», - объяснила доктор медицинских наук Анна Кузнецова.
Председатель совета директоров ЗАО «Эвалар» Наталия Прокопьева сообщала РБК, что в начале 2022 года рынок развивался под влиянием ковидных и постковидных трендов.
«В этот период наблюдался высокий спрос на витаминно-минеральные препараты, такие как цинк, витамины С и Д, включенные в протокол терапии коронавирусной инфекции. В прошлом году с введением санкций картина резко изменилась. В потребительском поведении стало проявляться желание снять стресс и улучшить качество сна, возникла потребность в замещении импорта, а также поддержании здоровья микрофлоры после приема антибиотиков и ментального здоровья в целом. В марте—апреле 2022 года 58% врачей, по данным IPSOS, столкнулись с ростом количества жалоб пациентов на ухудшение памяти, внимания, концентрации и работоспособности», - заявила г-жа Прокопьева.
Перекос в сторону биологических добавок тревожит медиков.
«БАДы - не могут заменить основное лечение. В некоторых случаях такие добавки могут использоваться как вспомогательное средство. Но порой пациенты увлекаются приемом БАДов, что приводит к позднему обращению врачу и, как следствие, назначению адекватного лечения», - предупреждает Анна Кузнецова.
«Новые Известия» сообщали, что за 2022 год из российских аптек пропало множество лекарственных препаратов импортного производства. Например, исчез аугментин в виде суспензии. Или такой антибиотик для ингаляций, как флуимуцил. Кардиологи подтвердят: нет импортного аллопуринола и тамоксифена. Напрочь пропали трансдермальные «Дивигель» и «Эстрожель» ( используются в заместительной гормональной терапии). Не купить сейчас в России диабетику «Оземпик». Не назначит доктор пациенту с эпилепсией и исчезнувшую «Лирику». Из аптек испарились и такие важные лекарства, как «Октагам» (для лечения иммунодефицитных состояний), противоопухолевый «Кадсила», а также «Актинолизат», назначаемый для лечения кожных заболеваний.
Исчезнувшие препараты граждане вынуждены покупать на черном рынке (через тг-каналы) за двойную, но чаще тройную цену. Также популярностью стал пользоваться аптечный туризм в Турцию и Армению.