Иван Зубов
Менее 10 дней осталось до главного мирного международного события этьой весны – президентских выборов в Турции, которые пройдут 14 мая. Если еще неделю назад эксперты сходились на том, что Реджепу Тайипу Эрдогану удастся в очередной раз сохранить свой пост, то после внезапного приступа, случившегося в прямом телеэфире, оптимизма на этот счет сильно поубавилось.
Противники Эрдогана надеялись, что его внезапная болезнь, видимо, ставшая следствием перенапряжения после многочисленных митингов, подорвет его имидж несгибаемого политика. К тому же не всем в Турции по нраву его внешняя политика и особенно «нейтральная политика». Эксперты считают, что ему не помогло даже участие Путина в запуске АЭС «Аккую». Козырей в «эрдоганских рукавах», пишут они, тем временем становится все меньше, и турецкому лидеру стоит надеяться либо на удачу, либо на чудо.
Однако, вопреки этому мнению, Эрдоган быстро пришел в себя и уже через три дня возобновил публичные выступления: едва оправившись, он провел 1 мая один из самых крупных предвыборных митингов в столице Турции Анкаре. Численность участников акции официально не называлась, но судя по картинкам на ТВ речь могла идти о нескольких сотнях тысяч человек.
Его основной соперник по предвыборной гонке, лидер оппозиции Кемаль Кылычдароглу тоже провел многотысячный митинг в Измире на побережье Эгейского моря. 74-летний Кылычдароглу, финансист по образованию и бывший чиновник, член парламента с 2002 г. и лидер РНП с 2010 г., непритязателен и сдержан. Как отзывается о нем политолог Александр Ивахник, «он умеет выступать на публике, но делает ставку не на напор, а на аргументацию. В ходе кампании предпочитает общаться с избирателями через распространяемые в соцсетях видео, которые он записывает у себя дома на скромной кухне. В политике Кылычдароглу имеет репутацию человека терпеливого, примиряющего, склонного к поиску компромиссов и достижению согласия».
Тем не менее, на митинге он заявил, что планирует победить уже в первом туре голосования, набрав 60% голосов. Почему он так решил, остается пока загадкой, поскольку вероятность того, что выборы в Турции завершатся в первом туре, составляет менее 50%: Эрдоган и Кылычдароглу идут, что называется «ноздря в ноздрю», написала влиятельная турецкая газета Hürriyet.
Эрдоган же продолжает свою кампанию в прежнем духе, утверждая, что оппозицию поддерживают террористы, а враждебная позиция Запада в отношении него означает враждебную позицию в отношении турецкого народа. «Устойчивая база поддержки национал-популиста Эрдогана достаточно широка, особенно в глубинной Турции. Усредненные данные опросов говорят о том, что сейчас рейтинг Кылычдароглу составляет 47%, а Эрдогана – 46%. Так что второго тура скорее всего не избежать», считает Ивахник.
И тут президент Турции наносит удар исподтишка. На очередном митинге он прямыми словами обвинил оппозиционные партии и своего главного конкурента Кылычдароглу в принадлежности к ЛГБТ: «Мои братья и сестры верят в святость семьи. Ведь так? Семья для нас священна. Спросите, как такие извращенные структуры, как ЛГБТ, выпрашивают голоса? Господин Кемаль Кылычдароглу, мы знаем, что вы – ЛГБТ. Мы также знаем, что все в партии IYI – ЛГБТ. Партии DEVA, Gelecek, HDP – все они ЛГБТ. Но у Партии справедливости и развития никогда не было такой проблемы. У Партии националистического движения никогда не было такой проблемы. И у Народного альянса нет такой проблемы. Потому что мы верим в святость семьи. Мы никогда не позволим причинить вред нашей семье.»
Неизвестно, как это громкое заявление повлияет на турецкий электорат, поскольку Эрдогана и так поддерживают приверженцы «турецких скреп», но союзникам Турции по НАТО в Европе и США безусловно такой поворот не понравится.
Второй тур выборов, если ни один из кандидатов не наберет более 50% голосов, состоится 28 мая.