Иван Зубов
Главное событие вчерашнего дня – дроны, атакующие в ночи Кремль, остаются в топе новостей. В пресс-службе Путина уверены, что это нападение организовано Украиной при содействии США, однако украинские власти отрицают свою причастность к атаке. Равным образом разнятся и мнения экспертов.
К примеру, экономист Владислав Иноземцев считает это событие чрезвычайно опасным со всех точек зрения:
«Версии события разнятся чрезвычайно – от действий «партизан» или украинских военных до провокации самих российских силовиков, но при этом часто можно слышать, что в любом случае событие «на руку Путину», так как позволяет легитимизировать уже совершенные действия против Киева и вывести их в будущем на более радикальный уровень (призывов к этому хватает всех не перечислишь). (…) Событие случилось. Истерика в разгаре. На мой взгляд, уже ближайшие действия Кремля дадут понять, чтó стало причиной инцидента, а более отдалённые – насколько власти вынесли уроки из продолжающейся более чем год СВО. Но, что бы мы ни поняли в итоге, ничего хорошего всё это нам не сулит...»
Директор Центра политического анализа Павел Данилин уверен в виновности Киева:
«Атака на Кремль не означает перелом в СВО - то, что украинские террористы могут совершить атаку в Москве - не было секретом ни для кого, в том числе после убийства Дарьи Дугиной. Запустить беспилотник из снятой квартиры в центре Москвы - не большая проблема, скажем прямо. Поэтому то, что подобных атак не было, означало лишь, что Киев очень боится за свои подштанники. Соответственно, теперь страх за подштанники оказался ниже, чем страх перед спонсорами, которые требуют наступления».
Гендиректор Центра стратегического консалтинга Роман Ларионов считает, что игра идет по нарастающей:
«В украинском конфликте уже нет правил и границ дозволенного. Обе стороны психологически готовы к самым дерзким актам, границы тут определяются скорее военно-техническими возможностями эти акты реализовать и представлениями о последствиях. И конечно позицией внешних игроков - Запада для Киева и Китая для Москвы. Идет игра ва-банк».
Президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко предупреждает президента Украины о возможных последствиях:
«Не думаю, что это принципиальный перелом, учитывая тот факт, что уже много раз обозначались красные линии. Попытка покушения на Путина обнуляет те договоренности, о которых сказал премьер-министр Израиля – что российские спецслужбы не будут предпринимать попыток уничтожения Зеленского. Полагаю, что с высокой долей вероятности это обещание будет по умолчанию отозвано».
Сетевой аналитик Анатолий Несмиян обращает внимание на техническую сторону этой атаки:
«Тут начали чертить линии и вычислять направления, с которых прилетело к Кремлю. Якобы прилетело с востока, а Украина, если рассматривать глобус - она на западе. Значит (вывод) - сами себя обстреляли.
Одно никак не вытекает из другого. Жаль, что такой предмет, как логика, отменили в школах еще при Брежневе. Полезная штука, однако.
Редкий дрон долетит до Красной площади с Украины. Куда как более вероятно, что запустили его непосредственно из Москвы. Город большой, крыш и парков немеряно, ночь темна и полна ужасов.
Тем более, что сейчас есть варианты практически автоматического запуска и полета дрона по заранее установленной программе. Человек может вообще не присутствовать при процедуре взлета и полета. Самолеты уже давно летают и садятся на автоматических системах, уж дрон—то снабдить подобным девайсом, подозреваю, вполне возможно.
Так что при таких вводных прилететь могло вообще с любого направления, авторство так не установить точно, а потому чертить и вымерять нет ни малейшего смысла».
Автор телеграм-канала «Мастер пера» Дмитрий Севрюков объясняет, почему Москва не ответила сразу:
«Президентская пресс-служба уже заявила о праве на ответ за атаку украинских беспилотников на Кремль, и это значит, что, возможно, последует удар по офису Зеленского. С другой стороны, по Киеву уже чем только не били, а воз и ныне там. Конечно, в запасе у России достаточно разных еще не использованных арсеналов, но сейчас тот случай и такая ситуация, когда предстоит особенно тонко соразмерять политическую целесообразность с военными возможностями. Отсюда и пауза, взятая руководством РФ».
Тогда как политический эксперт Андрей Суздальцев уверен, что ответа не будет:
«Во всяком случае сейчас и в ближайшее время. Во-первых, зачем уподобляться террористам? Во-вторых, от нас именно сейчас и ждут ответа, что должно стимулировать контрнаступление ВСУ. Так что не исключено, что дроны на Кремль запустили не украинцы, а диверсанты из стран НАТО - коллеги тех, кто взорвал газопроводы».
А вот эксперт в сфере безопасности, офицер ФСБ в запасе Сергей Храпач пока что затрудняется сделать прогноз:
Атаковать московский Кремль с помощью БПЛА – как стрелять по слону дробью, убить – не убьешь, а вот напугать его можно. Атака направлена на дальнейшую эскалацию конфликта, ибо его стороны пока не дошли до такой степени военного и экономического истощения, чтобы вести переговоры. Разумеется, по закону жанра, должен быть симметричный ответ, но будет ли, с учетом объявленных целей СВО, большой вопрос.
Вооружившись мнением германского политика Бисмарка, что «политика есть искусство возможного», можно ожидать переговорного процесса на любой стадии СВО после любых пощечин».