Игорь Жирнов
В отличие от стран западной и центральной Европы, которые развивались относительно равномерно, для России характерно скачкообразное развитие, которое отвечает национальному менталитету. Ярким примером такого развития является Новосибирск. Индустриализация 30-х годов прошлого века, переброска крупных предприятий из западных регионов в 1940-е годы, научно-технический подъем 1960-х годов, связанный с созданием Академгородка, превратили за 70 лет скромную деревушку в первый миллионник на востоке России. Идея торгово-сервисного центра, которой увлеклось руководство города и области в последние десятилетия, давно себя исчерпала. Новосибирская наука существенно затормозила, уровень вузов не растет, за десятилетия в городе не появилось ни одного крупного инновационного предприятия, которое могло бы стать визитной карточкой города, а говорить о состоянии городских дорог и тротуаров просто не хочется. Тем не менее, Новосибирск остается крупнейшим городом на востоке страны и потенциально способен стать главным международным деловым центром Северной Азии.
Устойчивость развития страны, способность ее отвечать вызовам времени требует своевременных изменений политики государства, но ответственность власти перед обществом требует тщательной проработки новых решений и лучший способ снижения рисков – проведение эксперимента. Три года назад МЭР, которым тогда руководил нынешний Помощник Президента РФ М. Орешкин, выдвинул идею о 12 экономических регионах России с расширенными полномочиями. Поддерживая эту идею, предлагаю провести эксперимент на регионе юга Западной Сибири в составе Новосибирской, Омской и Томской областей, Алтайского края и Республики Алтай. Регион не отягощен влиянием олигархических структур и национальными проблемами, является средним по климатическим условиям и уровню экономического развития, обладает высоким научным потенциалом. Особенность региона – общая граница с Китаем при полном отсутствии наземной транспортной инфраструктуры, хотя именно этот регион является оптимальным местом для выстраивания эффективного взаимодействия с мировым экономическим лидером. Достаточно большое население региона, прилегающего к Новосибирску, дифференцированная экономика и значительный интеллектуальный потенциал существенно минимизируют риски сотрудничества с Китаем.
Эксперимент позволяет отработать новые идеи по управлению территорией, включая бюджетную, налоговую и миграционную политику. Одной из главных задач будет отработка системы стратегического развития региона. Прогнозируемое потепление, устойчивый экономический рост и связанная с этим возможность повышения качества жизни, перераспределение бюджета в пользу муниципалитетов и повышение их самостоятельности создадут условия для возвращения в Россию миллионов наших соотечественников. В частности, большим кадровым потенциалом может стать программа возвращения в регион российских немцев, которых достали проблемы с мигрантами в современной Германии. В целях пространственного развития страны с учетом опыта работы на «удаленке» предлагается рассмотреть вопрос о переводе в регион ряда министерств и головных офисов госкомпаний. Например, Минтранс перевести в Омск, что сразу решит вопрос с местным аэропортом, Минсельхоз – в Новосибирск, где необходимо поддержать аграрную науку, а Минприроды – в Барнаул. Оптимальным местом размещения нового комплекса зданий ОАО РЖД должна быть не дорогая и перегруженная Москва, а расположенный между Омском и Новосибирском городок железнодорожников Барабинск, который в таком варианте через несколько лет превратится в суперсовременный Инноград, где будут работать не засидевшиеся московские чиновники, а креативные новые люди.
Экономической основой эксперимента, гарантирующей устойчивый рост всей российской экономики на уровне 5-8% годовых, может стать российско-китайский инфраструктурный мегапроект, суть которого состоит в обмене нашего разрешения на строительство на условиях концессии за счет китайских инвесторов грузовой ВСМ, соединяющей китайские порты на Тихом океане через Алтай и Новосибирск с нашими портами на Балтике, на открытие для агропрома России и других стран ЕАЭС китайского рынка высококачественных готовых продуктов питания с созданием на территории Китая совместной сети оптово - розничной торговли и соответствующей системы контроля качества. Учитывая сложность выхода российского бизнеса на рынок Китая, целесообразно на начальном этапе организацию работы поручить специальной государственной корпорации типа РЭЦ с возможностью проведения исследований провинциальных рынков продуктов питания и вкусовых предпочтений потребителей, что даст возможность сформировать адекватный заказ для агропрома. Проект на 100% реализует известное заявление Президента РФ от 2015 года о необходимости сопряжения китайской инициативы ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ с процессами интеграции в ЕАЭС и не требует для своей реализации огромных бюджетных ресурсов.
В результате Китай получает надежный и безопасный маршрут, позволяющий всего за 3 суток доставить свои товары на привлекательный рынок Европы, а Россия выстроить вокруг новой трассы ПОЯС РАЗВИТИЯ, который реализует 3 мировых конкурентных преимущества нашей страны: транзитный потенциал, международный туризм и экспорт продовольствия. На Алтае сформируется уникальный туристический кластер мирового уровня, а весь юг Западной Сибири станет экспортно - ориентированным агропромышленным комплексом. Огромный продовольственный рынок Китая, а позднее и всей Юго-Восточной Азии, а также суперсовременная логистика дают реальный шанс агропромышленному комплексу региона догнать и перегнать Нидерланды с их объемом экспорта продовольствия в 100 млрд. дол.
Ключевым производителем высококачественной сельскохозяйственной продукции должны стать фермерские хозяйства, объединенные эффективной системой кооперации. Необходима соответствующая система государственной поддержки, предусматривающая льготную аренду земли с последующей передачей в собственность при достижении определенных показателей, а также систему кредитования для приобретения жилья и техники. Передовым отрядом инновационных аграриев могли бы стать наши бывшие соотечественники из Германии и фермеры из Нидерландов, где есть проблемы с занятостью и мигрантами.
В результате можно прогнозировать строительный бум, в том числе в сфере малоэтажного строительства, местных дорог и объектов ирригации, энергетики, газоснабжения, а также рост спроса на сельхозтехнику и оборудование для переработки сельскохозяйственного сырья. Создание перерабатывающего комплекса – огромное поле деятельности как для российских предпринимателей, так и инвесторов со всего мира. Суперсовременная логистика и огромный рынок сбыта создают идеальные условия для развития. Данный проект за счет эффекта мультипликации способен не только стать локомотивом экономического роста, но и естественным путем наработать новые эффективные институты развития. При этом доля бюджетных ресурсов не превысит 5-10% от объема частных инвестиций.
При использовании современных китайских технологий стоимость строительства российского участка трассы, состоящей из грузовой ВСМ и 4-полосной автострады для организации местной логистики, составит порядка 150 млрд дол. Коэффициент мультипликации для подобных проектов достигает 10. Таким образом, потенциал инвестиций в ПОЯС РАЗВИТИЯ вокруг новой трассы превысит Триллион дол. Конечно, это не произойдет автоматически. Необходимы новые подходы в системе гос. управления экономикой, включая плановое начало, трансформацию финансовой системы, тесное взаимодействие с наукой, структурные реформы. Рамки эксперимента на регионе позволят на практике отработать такие подходы.
Продвижение проекта сдерживается позицией Минтранса РФ. В ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РФ на период до 2035 г. вопросы международного сотрудничества в области железных дорог практически отсутствуют. Удивляет, что совместный проект с нашим стратегическим партнером Китаем ведомство не рассматривает, хотя именно доступ к современным технологиям при реализации совместного проекта позволит ОАО РЖД обрести конкурентоспособность на рынке перспективной системы грузовых ВСМ Большой Евразии. Учитывая огромный мультипликативный эффект проекта и существующий в Правительстве регламент, именно Минтранс должен взять на себя ведущую роль в реализации проекта, пожертвовав при этом монопольным статусом ОАО РЖД. В этом заинтересованы и МИД, и МЭР, и Минсельхоз, и другие ведомства. Реализация проекта гарантирует устойчивый рост всей российской экономики, что является главной целью, которую поставил перед Правительством Президент России. Надо понимать, что новая трансконтинентальная магистраль выгодна не только двум нашим странам, она открывает эффективный альтернативный маршрут доставки товаров ЕС в Юго-Восточную Азию и обратно, санкции ЕС быстро сойдут на нет.
Эксперимент позволит разработать Стратегию социально-экономического развития России на 10-15 лет, которая будет ориентирована на пространственное развитие страны, с акцентом на развитие малых городов и сельских территорий с их собственной локальной экономикой, на раскрытие трудового, предпринимательского и творческого потенциала граждан России. При этом роль государства состоит в создании базовой инфраструктуры: транспортной, энергетической, водохозяйственной и др.
Строительство трансконтинентальной грузовой ВСМ создает для Правительства РФ возможность за счет освоения новых технологий и при поддержке таких международных структур как БРИКС, приступить к строительству уже собственными силами ответвлений в сторону Республики Беларусь (с последующим в сторону западных портов в Атлантике), от Уфы (Челябинска) через Казахстан и Туркменистан в сторону портов на юге Ирана, от Новосибирска в сторону столиц республик Центральной Азии и от Вологды в сторону Архангельска и Мурманска. Таким образом, будет создана суперсовременная сухопутная транспортная система между четырьмя океанами со сроком доставки в 3-4 суток. Грузовая ВСМ создает прекрасную возможность и в части производственной кооперации.
На уровне региона создается возможность, используя готовую магистраль, при относительно небольших затратах организовать высокоскоростное пассажирское сообщение по маршрутам Омск – Новосибирск и Томск – Новосибирск – Барнаул – Бийск - Горно-Алтайск. Сотрудничество с китайскими метростроителями позволит существенно ускорить развитие метро в Новосибирске и организовать его строительство в Омске, Томске и Барнауле.
С транспортной инфраструктурой тесно связаны вопросы энергетики и водного хозяйства. Например, если сейчас строительство в энергодефицитном Горном Алтае новой ТЭЦ экономически нецелесообразно, то такой потребитель как ВСМ ситуацию меняет. Важнейшее значение для экономики региона играет Обь и ее главные притоки. В первую очередь необходимо решить ее экологические проблемы, что требует согласованных действий всего региона. С точки зрения водного регулирования необходимо вернуться к проекту 50х годов, когда речь шла о строительстве на Оби еще двух ГЭС, что должно быть увязано с будущей транспортной инфраструктурой. Целесообразно изучить возможность сброса избыточных паводковых вод в сторону озера Чаны, а также повышения водности реки Омь или за счет Оби, или использования избыточных ресурсов Васюганских болот, что обеспечит развитие речного судоходства в регионе. Все эти проекты требуют согласованной работы с проектировщиками ВСМ и станут триггером возрождения наших отраслевых институтов.
Для тесного взаимодействия Правительства региона с федеральными структурами должен быть назначен куратор в статусе Первого вице - премьера Правительства РФ по развитию с небольшим аппаратом и задачей формирования новых инновационных регионов.
В условиях, когда центр мирового развития перемещается в Азию, главными конкурентными преимуществами Новосибирска как столицы региона становятся его территориальное расположение и научно - образовательный потенциал. Именно в Новосибирск необходимо перевести государственные институты, ориентированные на внешнеэкономические связи с Азией (Евразийская экономическая комиссия, ВЭБ, Институт Китая и современной Азии и др.). Именно Новосибирск является оптимальным местом расположения комплекса зданий Управления российским участком грузовой ВСМ, а также связанных с этим офисов китайских и международных банков, страховых и логистических компаний. Здесь же будут представлены филиалы крупнейших китайских строительных корпораций. Таким образом, будет сформирован ведущий Деловой центр азиатской части России и город получит мощный импульс развития как транспортно-логистический, научно-образовательный. инновационно-промышленный и международный финансовый центр Большой Евразии, что станет источником повышения качества жизни населения региона и необходимым опытом для развития других регионов России.
Жирнов Игорь Максимович - зам. пред. Комитета по развитию Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР).