О катастрофическом росте контрафакта в России в связи с западными санкциями, отечественные СМИ писали уже не раз. К примеру, в середине апреля, канал Brief со ссылкой на сетевое издание «Октагон», сообщил о том, что страну буквально заваливают контрафактными товарами:
«О росте числа подделок официально заявляют в Федеральной таможенной службе, тренд подтверждают профильные ассоциации. Подделывают практически всё – начиная от детских игрушек и одежды и заканчивая медикаментами и автомобильными запчастями. Эксперты связывают лавину контрафакта с запущенным параллельным импортом, под видом которого в страну завозят такие товары, которые раньше не появлялись даже на уличных развалах. В числе первых о набирающей обороты проблеме заявил замглавы Федеральной таможенной службы Владимир Ивин. По его словам, в Россию под видом параллельного импорта чаще всего завозят поддельные детские игрушки, одежду, обувь, парфюмерию и электронику. Ивин подчеркнул, что контрафактный товар, как правило, поступает на рынки и в мелкие магазины.
В пресс-службе ФТС изданию сообщили, что за 2022 год ведомство выявило 8,2 млн единиц контрафактной продукции. Возбуждено 563 дела в сфере защиты прав объектов интеллектуальной собственности (по статьям 14.10 КоАП РФ и 7.12 КоАП РФ). Годом ранее таможенники выявили 7,2 млн единиц контрафакта, то есть на миллион меньше.
Особую опасность, без сомнения, представляет собой контрафакт в автомобильной отрасли. В связи с этим, канал «Незыгарь» спросил мнение вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина о ситуации на российском авторынке.
Эксперт отметил, что контрафакта на авторынке много было всегда: еще несколько лет назад Минэкономразвития оценивал объем подделок в 50% от общего количества реализуемых запчастей. Речь именно про подделки: когда в коробке с логотипом именитой компании находится самый дешевый аналог. Есть и контрабандные поставки, когда продукция завозится в Россию с занижением таможенной стоимости или вовсе без таможенной очистки: «Оценить объем таких поставок невозможно. Радикальное изменение правил игры на авторынке приводит к появлению на отечественном рынке огромного количества контрафактной продукции, мимикрирующей под параллельный импорт. Такие товары могут представлять значительную опасность для граждан и их имущества. В числе подделываемых товаров не только автозапчасти, моторные масла и расходные материалы, но и лекарства, продовольствие и др. Установка поддельной тормозной колодки или подушки безопасности без всяких натяжек может стоить гражданину жизни.
По данным целого ряда исследований, большинство россиян сталкивались с разного рода подделками. Годовой оборот рынка контрафактных запчастей в РФ оценивается более, чем в 500 млрд рублей, с тенденцией к дальнейшему росту. При этом НАС отмечает нарастающую тенденцию к сокращению изъятий контрафактной продукции из оборота, прежде всего, по причине нехватки мест для ее хранения».
В результате, констатирует эксперт, подделки либо остаются у самого нарушителя под запретом их перемещать и использовать (и, как правило, бесследно пропадают в течение 24 часов без какой-либо ответственности для нарушителя), либо изымаются частично, на сумму, достаточную для возбуждения уголовного дела. Не изъятые подделки снова попадают на рынок, превращая работу полиции по пресечению распространения контрафакта в спортивную рыбалку:
«По оценкам НАС, лишь в одном случае из десяти полиция оказывается в состоянии вывезти весь выявленный контрафакт и организовать хранение. В 50% проанализированных случаев вопрос хранения ложится на плечи брендов, чьи права были нарушены, а в 40% все выявленное остается на хранение нарушителю. Можно говорить о нескольких сотнях рейдов полиции и о контрафактных запчастях стоимостью в десятки миллиардов рублей ежегодно, попадающих обратно на рынок.
В ряде случаев правообладатели обладают возможностями по хранению изъятых подделок, несут соответствующие финансовые расходы на аренду площадей для хранения изъятого. Один из самых громких случаев связан с пресечением деятельности целого индустриального комплекса по производству контрафактного масла в Подмосковье. Количество изъятого масла превышало 1 млн литров, стоимость превысила 1 млрд рублей. Хранение данной продукции за счет правообладателей происходило в течение более четырех лет, пока шло судебное разбирательство – и все время расходы несли бренды, чью продукцию и подделывали нарушители».
По убеждению эксперта, сложилась ситуация, когда эффективность работы полиции упирается в нехватку площадей для хранения изъятого, и урегулировать ее, учитывая текущее состояние рынка автозапчастей, требуется в кратчайшие сроки:
«Правительству критически важно выделить средства МВД для недопущения возвращения подделок в рыночный оборот. Без этого все усилия по выстраиванию системы сертификации, импортозамещению всех органов власти будут просто бессмысленными».