Иван Зубов
Как сообщили уже сообщили «Новые Известия», в Москве задержан и отправлен под домашний арест ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев. Дома, на даче и на работе у него прошли обыски. Ему вменяют хищение миллиона рублей. По итогам 2017 года входил в число 10 самых богатых ректоров страны с доходом более 53 млн. руб. По данным вольного сетевого сообщества «Диссернет», являлся фигурантом диссертаций, которые содержат масштабные заимствования, не оформленные как цитаты.
Внимание российских экспертов привлек тот факт, что экономист, доктор экономических наук, профессор Синельников-Мурылев считался соратником Егора Гайдара, а потому они ставят под сомнение объявленную причину его задержания. Так политолог Дмитрий Травин пишет в своем блоге:
«К нам сейчас так мало информации просачивается сквозь цензуру, что серьезный анализ политических событий почти невозможен, но бывают порой исключения, и я каждый раз стараюсь на них обращать внимание.
Арестован по обвинению в коррупции очередной ректор. На этот раз ректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития. Нам обычно трудно отличить борьбу с коррупцией от преследований оппозиции, а также межклановых разборок силовых и бюрократических структур. Поэтому обычно если арестован чиновник, который нам не нравится, общественность признает данное событие борьбой с коррупцией, а если арестован достойный человек, который нам нравится, событие интерпретируется, как очередной удар по демократии. Но в данном случае привлекают внимание «цифры».
Ректору инкриминируется мошенничество на 1 млн рублей. Но пресса раскопала сведения о его доходах: еще несколько лет назад он официально получал в год 60 млн рублей. Какова вероятность, что должностное лицо станет совершать мошенничество на миллион, если такую сумму оно официально зарабатывает меньше чем за неделю? Причем, ректор ведь явно умный и хорошо информированный человек: знает, как много арестов осуществляется в последнее время. Станет ли он рисковать ради такой добавки к жалованию?
Думается, эта история нам говорит не только о конкретном случае, но и о том, как осуществляется «борьба с коррупцией» во многих других случаях: даже в тех, где «цифры» выглядят относительно реалистично.
Кто-то скажет, наверное, что так у нас борются со слишком высокими доходами госслужащих. Однако на деле в результате этой борьбы доходы останутся прежними, а вот конкретный госслужащий, их получающий, сменится. И, соответственно, сменится тот карман, в который они идут. Если бы хотели бороться с высокими доходами, провели бы административную реформу, направленную на их ограничение. Но в целом у нас всех устраивает ситуация, при которой можно, находясь на госслужбе, становиться очень богатым человеком без всякого нарушения закона. Доходы чиновников Высшей школы не так уж велики в сравнении с доходами чиновников в нефтегазовом секторе или в банковской сфере».
Комментаторы этого поста предложили свои версии этого события:
- Это простое отнимание денег у тех, кто не может их защитить! И чем меньше будет поступлений по экспорту, тем больше будет беззащитных! Потому, что у народа денег нет для обеспечения государства налогами через покупку товаров, а люди, имеющие деньги и станут кассой для государства! Борьбой с коррупцией в чистом виде тут и не пахнет!
- Такую сумму пишут первоначально для того, чтобы был особо крупный размер по ч.4 ст. 159 Ук . Чтобы можно было как минимум домашний арест попросить.
- Может быть всё что угодно. Может быть кристально честный человек, но подписывает документы на миллионы рублей ежедневно, за какой-то период накопилось вопросов, которые при желании можно подогнать под статью.
А может знатный жулик, пробу ставить негде, но железная доказуха только на миллион.