Posted 27 апреля 2023, 10:07
Published 27 апреля 2023, 10:07
Modified 30 апреля 2023, 18:22
Updated 30 апреля 2023, 18:22
Александр Дыбин
2023 год финансовый год для страны действительно не простой. Дефицит запланирован в размере 3 триллионов рублей. В этой ситуации многие города, особенно крупные, решили взяться за должников. По данным картотеки арбитражных дел российские мегаполисы активно судятся с бизнесом за выплаты арендной платы за землю или городское имущество.
Так, Департамент городского имущества Москвы в 2023 году подал уже 2800 исков на общую сумму 3,8 млрд рублей. Один из самых крупных – к ОАО «ФАБРИКА-ПРАЧЕЧНАЯ МГ» на 270 млн рублей. Годом ранее власти столицы подали в арбитраж 9600 исков к юридическим лицам, требуя в общей сложности 22 млрд. Самый крупный прошлогодний иск – компании «МАЛАБ-ИНВЕСТ» на сумму 2,8 млрд. Судя, по всему, чиновники уже выжали максимум из этого инструмента в годы пандемии, потому что в 2021 и 2020 годах таких исков было чуть больше, а суммы внушительнее. А в 2020 году столица требовала с бизнеса 40 млрд рублей. Значительную часть этих исков составили претензии к различным структурам строительной группы «ПИК».
Похожий тренд наблюдается и в Санкт-Петербурге. Комитет имущественных отношений Северной столицы в этом году подал уже 329 исков на сумму в 1,8 млрд. Причем, самым крупным должником оказалась компания «Ленэнерго», с которой требуют 889 млн. В прошлом году было подано 1800 исков на 6 млрд рублей. А Максимума в денежном выражении тренд достиг в 2021 году: 1200 дел на 13 млрд. Это абсолютный рекорд за последние годы, но такая большая сумма связана с банкротством проблемного застройщика компании «ДАЛЬПИТЕРСТРОЙ», с которого городские власти требовали крупные суммы за аренду земли под застройку.
Задумались о судах как источнике дохода и в Казани. Здесь за четыре месяца 2023 года подано 152 иска, это почти половина от прошлогоднего количества. Правда в деньгах потенциальная прибыль выглядит не так интересно. В 2022 году город взыскивал с должников 459 млн, в этом пока только 56 млн. А в Екатеринбурге, судя по всему, из бизнеса вытрясли все еще в прошлые годы. В 2023 году подано 151 иск на 15 млн, годом ранее 634 иска на 184 миллиона рублей. Похожая ситуация и в Челябинске: здесь подано 69 исков на сумму в 110 миллионов рублей. В 2022 году было запущено 315 процессов на сумму в 917 млн.
Попытки взыскать долги, чтобы пополнить бюджет выглядят логичным шагом. Но, насколько это рабочий инструмент? Судя по практике, желаемых миллиардов можно и не получить. Так, мэрия Москвы требовала с ЗАО «Экспотрейд» 5,3 млрд рублей, но суд постановил выплатить 38 миллионов. Стоит ли такая прибыль усилий? Кроме того, предприятия-должники могут оказаться на грани банкротства, а значит, есть риск и вовсе ничего не получить.
Экономист Сергей Гордеев считает, что вообще нет никакого смысла взыскивать такие долги и тем более вредно добивать проблемные предприятия.
«Во-первых, нужно понять структуру доходов муниципалитетов, они на пятьдесят процентов состоят из отчислений от НДФЛ. То есть от зарплаты, которую получают жители города на предприятиях, - говорит эксперт, - имущественные налоги и аренда имеют куда меньшую долю в структуре доходов городов, поэтому эти усилия не дадут того, эффекта, на который рассчитывают. То, что происходит – это скорее управленческая реакция низкого стратегического уровня. Денег не хватает, нужно что-то делать. Какие меры принять? Вот подали в суд, попытались получить долги. На мой взгляд, эта ветка абсолютно тупиковая. Самое-то худшее даже не в том, что предприятие не будет платить налог или аренду, а что оно может перестать платить зарплату и соответственно НДФЛ».
По словам экономиста, в сложной ситуации логичнее объявить мораторий на подобные претензии к бизнесу и тем более банкротство.
«Убить бизнес - это по сути лишиться налогооблагаемой базы, - говорит Сергей Гордеев. - Любой город выигрывает, прежде всего, от роста товарооборота, роста зарплат жителей. Чем больше люди тратят внутри города, тем ему лучше. А подобные операции с судами ведут к обратному. Тут скорее нужен пряник. Нужно помочь предприятия выжить, чем забирать последнее. У нас есь пример, как сказывается тот и другой подход в перспективе. Два соседних города Челябинск и Екатеринбург. В начале 2000 в Челябинске обанкротили большую часть машиностроительных предприятий, которые не могли выплатить долги. Десятки предприятий закрылись, ушли на металлолом. А в соседнем Екатеринбурге власти сделали максимум, чтобы их поддержать, сохранить на плаву эти предприятия. Через несколько лет они оправились, вернулись к работе и сейчас определяет развитие города. Сравните, где сейчас Челябинск, и где Екатеринбург. Это видно даже непосвященному, какой город развивается динамичнее, кто сейчас богаче».