Posted 25 апреля 2023, 13:48

Published 25 апреля 2023, 13:48

Modified 25 апреля 2023, 13:50

Updated 25 апреля 2023, 13:50

Бюджеты регионов: лучшее в прошлом, тревога в будущем

25 апреля 2023, 13:48
Для российских регионов вторая половина 2022 года стала переломной: рост налоговых поступлений прекратился, риск падения доходов вырос. В текущем году без дополнительной помощи из федерального бюджета не обойтись. Если ее не будет, в ряде регионов грядет секвестр.

Елена Петрова, Наталья Сейбиль

ВРЕМЯ БЛАГОДЕНСТВИЯ

До июля 2022 года дела в российских регионах шли не просто хорошо, а очень хорошо. Бюджетные доходы в первом полугодии выросли почти на четверть (24,8%) и сильно опережали инфляцию. С вступлением в силу западных санкций ситуация резко изменилась, и поступления в региональные бюджеты не превысили и 3% (2,7%). В 4-м квартале 2022 года рост и вовсе остановился, констатировали эксперты  Института Гайдара в своем ежегодном исследовании бюджетов российских регионов.

Если посмотреть по отдельным регионам, то в первом полугодии 2022 года доходы недополучали только в Калининградской области. К концу года таких регионов стало двенадцать. Хуже всего дела обстояли в Липецкой области, где бюджет недополучил почти 13 % запланированных доходов.

Несмотря на то, что баланс остался положительным, сильно снизились поступления еще в 26 регионах. Это затронуло такие субъекты Российской федерации, которые последние годы не доставляли никаких забот федеральным властям: нефтеносная Тюменская область упала на 38,7%, «алюминиевый» Красноярский край – минус 39,2%, Кузбасс – минус 30,4%.

«Виноват» в таком развитии событий был налог на прибыль организаций. В результате только в 17 из 89 регионах бюджетные доходы росли быстрее инфляции, которая в 4-м квартале 2022 года составила почти 12%.

 

Глядя на показатели расходов в региональных бюджетах, можно с уверенностью сказать, что губернаторы решили потратить как можно больше денег, пока они еще есть. Расходы в регионах выросли в 84 из 89 субъектов федерации, и только в Удмуртии их немного сократили, и только потому, что набрали долгов в предыдущие периоды. Тратили все, но особенно много израсходовали в богатых регионах, таких, как Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург, Белгородская и Самарская области.

В результате общий долг российских регионов вырос в 2022 году на 12,7%. Тем не менее, общая ситуация по году была стабильной, и регионы смогли компенсировать общий объем за счет собственных налоговых поступлений. Минфин тоже помогал, как мог: доля бюджетных кредитов выросла с 55,4% до 71%.

Что налогоплательщику хорошо, бюджетам – ужас

 

С этого года правительство ввело единый налоговый счет для налогоплательщиков. Редкий случай -  бюрократическое нововведение сделало жизнь граждан и предприятий легче, зато само государство получило головную боль. По месячным показателям в январе и феврале этого года были страшные падения доходов, говорит автор исследования Института Гайдара, и.о. заведующего лабораторией бюджетной политики Александр Дерюгин, но в реальности это был просто русский бардак. Взять, например, февраль. Налогоплательщик платит в бюджет 28 числа. Налоговая обязана разбросать платежи по бюджетам. Это тоже занимает несколько дней. Поскольку месяц короткий, то платежи переходят из февраля в март, а в самом феврале образуется дыра.

- Месячная отчётность выверенная, а оперативная отчётность – смотришь на цифры и впечатление, что это генератор случайных чисел генерировал. Всё не выверено, очень много ошибок. Выдавать оперативные данные за правду в последней инстанции нельзя, потому что там много ошибок. Поэтому, с точки зрения аналитики, сейчас дело обстоит очень плохо. И никто не знает, что с этим делать.

Главный вывод – лучше не будет. Январь был ужасный, февраль еще хуже. В марте передохнули, потому что у налоговой было три дня для того, чтобы разобраться, что куда идет. В апреле опять будет хаос.

Прогноз на 2023 год

Однако неразбериха в подсчетах – не самое большое зло во всей этой истории. Фактически доходы падают, и виноваты в этом санкции. Экономисты говорят, что когда наступает кризис, первым падают налоги на прибыль предприятий. Это и понятно – режутся все «косты», объемы сокращаются, прибыль падает. Сейчас наблюдается другая картина – падают налоги на доходы физических лиц.

- Он – стабильный налог, а здесь он вдруг начал падать. Сильно. Не понятно, почему это происходит. Есть информация, что регионы, в которых работает ВПК, работают в три смены. Там и зарплата выросла. НДФЛ идёт большой. Но в целом по экономике НДФЛ резко пошёл вниз. Надо дождаться данных за квартал, чтобы понять, что там происходит, - замечает Александр Дерюгин.

Одно из объяснений может быть уход в «серые» зарплаты, что позволит предприятиям сэкономить, например, на социальных отчислениях.

У богатых регионов есть переходящие кассовые остатки, которые придется тратить. Придется залезать в кубышку и тратить накопления. Действительно, в ЯНАО падение импорта газа, за счет которого так хорошо живет регион, сократилось в феврале на 50%, но из-за того, что Газпром торгует не по спотовым ценам, а по долгосрочным контрактам, падение доходов будет значительно меньше. Тем не менее, от инвестиционных проектов придется отказаться.

- Кто у нас богатый? Нефтегаз. А у нас посыпались объёмы. Уменьшились объёмы экспорта, начали действовать ограничения по ценам. И, сколько бы мы не говорили, что мы это не признаём, ограничения работают. Мы видим, что дисконт большой, получается, что мы продаём по ценам не выше потолка. Те наши партнёры, которым мы продавали раньше, так или иначе находят замену нашей нефти. У нас объёмы начинают падать. Плюс цена ограничена.

Из-за ухода больших западных концернов, таких, как Рено-Ниссан и Самсунг, предприятия, например, в Калужской области, останавливались. Эта область потеряла 58% доходов от уровня прошлого года.

Большинство регионов зависят от федерального бюджета и его трансфертов. Пока еще начало года, беспокоиться им не о чем – до осени они будут получать долями столько, сколько нужно. К сентябрю федеральные власти будут смотреть, что происходит в регионах, и принимать решение, как финансировать их дальше. Тогда могут быть выплачены дотации на выравнивание бюджета либо предоставлены бюджетные кредиты.

Экономисты не ожидают, что российские регионы станут банкротами, и денег не будет даже на выплату зарплат, но секвестр региональных бюджетов неизбежен.

- Я думаю, что резать расходы начнут в следующем году. Понятно, что вся эта песня надолго, и пересидеть на резервных фондах  или на ФНБ не удастся. Придётся резать расходы. Это будет делаться со следующего года. Какие-то регионы пострадают сильнее, те, которые назвались – газовые, угольщики, вообще, Северо-Запад пострадает более серьёзно, потому что у них многие экономические связи были завязаны на торговлю с Европой. И кто древесину продавал – Архангельская область, Карелия – они тоже подсядут из-за санкций.

Чтобы сохранить бюджеты, российским компаниям и властям придется побороться за обход санкций и за снижение демпинга на экспортируемую продукцию.

- Конечно, всё будет нелегко, будем нести убытки. Но будем обходить, - говорит Александр Дерюгин.

Однако как будет развиваться ситуация, точно не знает никто.