Государственная дума приступает к рассмотрению законопроекта о внесении поправок в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними». О своевременности введения новых норм и о том, чем еще необходимо дополнить указанный проект, рассказал юрист, руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский.
«Читая в прессе сообщения о том, как дети становятся жертвами различных правонарушений или сами оказываются правонарушителями, многие задаются вопросами: куда смотрят государство, семья и школа? Дело в том, что статусы взрослых нарушителей и подростков, совершивших административные правонарушения или уголовные преступления, серьезно отличаются друг от друга.
Основная причина – различный возраст привлечения к уголовной ответственности и особые требования к содержанию несовершеннолетних.
Отдельно следует остановиться на судьбе молодых людей, которые еще не стали правонарушителями, но уже проявляют признаки такого поведения. Речь идет подростках, самостоятельно уходящих из дома без разрешения родителей или законных представителей и склонных к бродяжничеству. Ни для кого не секрет, что в подобных обстоятельствах возникает потребность в деньгах, которая удовлетворяется либо попрошайничеством, либо совершением преступлений.
До настоящего времени в законе отсутствовали нормы, наделяющие полицию правом задерживать таких подростков хотя бы на срок, достаточный для передачи родителям или законным представителям. После установления личности молодых людей приходилось отпускать в среду и в условия, которые способствовали формированию у них аморального, а зачастую и преступного образа жизни.
В законопроекте предусматривается возможность задержания ушедших из дома несовершеннолетних и доставления их в специализированные центры на срок до 48 часов. За это время сотрудникам полиции надлежит провести с задержанными профилактические беседы и выяснить обстоятельства, ставшие причиной такого поведения. Эта информация будет иметь большую ценность как в целях профилактического учета, так и в работе органов опеки и попечительства, которые должны осуществлять надзор за детьми из неблагополучных семей.
До передачи законопроекта на первое чтение проводится его общественное обсуждение. Мы выступили, на мой взгляд, с важной инициативой. Дело в том, что сейчас закон не предусматривает раздельное пребывание в центрах содержания подростков исходя из их общественной опасности, пола и возраста.
То есть, в одном помещении могут оказаться обычные мальчишки и девчонки, ушедшие из дома, и подростки, совершившие тяжкие преступления и ожидающие отправки в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также лица, страдающие психическими расстройствами.
Чтобы не допустить влияния преступной среды на ребят, пока еще не совершивших ничего противоправного, их нужно отделять от преступников.
Именно с такой инициативой я обратился в Государственную думу».