Posted 19 апреля 2023, 16:10

Published 19 апреля 2023, 16:10

Modified 19 апреля 2023, 16:12

Updated 19 апреля 2023, 16:12

За гада - ответишь: оскорбление чиновника или военного в интернете подвели под УК РФ

За гада - ответишь: оскорбление чиновника или военного в интернете подвели под УК РФ

19 апреля 2023, 16:10
Сюжет
Суды
Оскорбление военного или чиновника в интернете подпадает под статью Уголовного кодекса - подтвердил накануне Верховный суд. Эксперты оценили очередную попытку криминализировать критику в адрес властьимущих. А адвокат разобрала один из типичных примеров, за который теперь можно получить судимость.

Екатерина Максимова

Пленум Верховного суда в новом проекте постановления  разъяснил, как наказывать россиян за оскорбление представителя власти. И это первое разъяснение высшей судебной инстанции в отношении посягательств на жизнь, здоровье и достоинство чиновников и сотрудников правоохранительных органов.

Новые разъяснения касаются сразу трех статей Уголовного кодекса: ст. 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа», ст. 318 «Применение насилия в отношении представителя власти» и ст. 319 «Оскорбление представителя власти». 

Пунктов в документе много. Чего стоит только то, что сажать будут даже если представитель власти не пострадал, а просто испугался.  Но еще любопытен момент, связанный с «доставкой» унижающих достоинство высказываний. Пленум Верховного суда (далее - ВС) подтвердил, что к уголовной ответственности за оскорбление представителя власти (чиновника или силовика) можно привлечь из-за публикации в интернете - на сайтах, форумах или в блогах. Проще говоря, пост или комментарий, посвященный чиновнику или силовику  в тех же социальных сетях, потенциально становятся уголовно наказуемым деянием.  

Российский правозащитник Игорь Каляпин назвал происходящее очередной попыткой криминализации критики. 

«У меня вообще впечатление, что в последнее время законы принимаются по принципу чем хуже, тем лучше. Кто вспомнит, когда у нас в последний раз принимались законы, которые общество ждало? Почти все законодательные новеллы последнего времени связаны с криминализацией критики, с криминализацией негативных оценок. Любых. Властью сейчас законодательно не приветствуется любая критика. - говорит правозащитник Каляпин. -  Но раньше чиновники понимали: надо терпеть и по возможности конструктивно реагировать. Потом они перестали конструктивно реагировать».

Игорь Каляпин подчеркивает, что, правовое «закручивание гаек» продолжается давно, но усилилось, как минимум, год назад. «На мой взгляд, сложилась устойчивая, вполне понятная тенденция, когда  уже нельзя не только критиковать, нельзя даже задавать неудобные вопросы. Все, в чём власть заподозрит критику - это все не просто пресекается, а именно криминализируется. И санкции за критику ужесточаются. Иначе как запугать я другой цели в таких санкциях не вижу. Поэтому ничего удивительного», - резюмировал правозащитник. 

Как после принятия постановления начнет работать правовая машина - покажет практика. «Новые Известия» попросили оценить адвоката, правового аналитика Ирину Хрунову первый попавшийся комментарий в социальных сетях, адресованный лично губернатору одного из регионов. Вот такой вопрос оставила жительница мегаполиса под постом главы региона в его официальной группе во «ВКонтакте»: «Когда вы, гады, уже дороги ремонтировать начнете? Ездить невозможно, колеса в ямах застревают». 

«Судебная практика так сложилась, что по такой категории дел ключевым, если не основным доказательством (хотя у нас все доказательства имеют юридическую силу), является именно заключение эксперта-лингвиста. Такой эксперт дает оценку словам, которые были произнесены. Их интересует и контекст, и сама постановка фразы итд. Навскидку могу сказать, что в некоторых категориях дел слово «гады» встречается», - говорит Ирина Хрунова. -  Я считаю, что чиновники в нынешние времена несколько обидчивые стали. Они чуть что пишут заявления. Да, теперь людям, находящимся у власти, на службе, дают лишнюю возможность обращаться в правоохранительные органы». 

Председатель Общероссийского профсоюза Негосударственной сферы безопасности Дмитрий Галочкин отметил, что законов в стране хвататет, достаточно лишь совершенствовать правоприменение. А постановлении Пленума ВС, как только оно будет принято,  дает дополнительные «пункты в том числе и для общественного контроля», чтобы не было перегибов на местах. 

При этом Галочкин отчасти заступился за чиновников: «Чиновники, особенно регионального и муниципального уровней, сейчас максимально задерганы. У них нет презумпции невиновности. Если чиновник, то априори, как минимум, коррупционер. Люди не хотят быть мелкими чиновниками. Там и зарплаты низкие, и все регламентировано. Чиновники уже давно боятся принимать самостоятельные решения», - говорит Галочкин. 

По его мнению, излишне криминализировать «перепалки» в тех же  соцсетях властям все же не стоит. «На самом деле, некоторые конфликты могли бы быть решены во внесудебном порядке. Итак судебная система  загружена. Зачастую и не стоит вспоминать Уголовный кодекс, есть же еще административная ответственность», -  добавил глава Общероссийского профсоюза Негосударственной сферы безопасности. 

На сайте Верховного суда сообщается, что за минувший год по трем вышеназванным статьям УК РФ в общей сложности  было осуждено более 14,5 тыс человек. В частности, по ст. 319 «Оскорбление представителя власти» судимость за год получили почти шесть тысяч человек.  

Для того, чтобы не пополнять ряды осужденных, «Новые Известия» напоминают, что по оценке ВС, «преступление, предусмотренное статьей 319 УК РФ, состоит в публичном унижении чести и достоинства представителя власти, затрагивающем его личностные и профессиональные (служебные) качества, совершенном при исполнении или в связи с исполнением потерпевшим своих должностных обязанностей, и выраженном в неприличной форме». 

Именно под ПУБЛИЧНЫМ унижением теперь надо понимать практически все: высказывание в присутствии потерпевшего и (или) других людей, в том числе в общественных местах, в ходе проведения массовых мероприятий. Также к публичной сфере относится «размещение оскорбительных сведений в средствах массовой информации, на сайтах, форумах или в блогах, открытых для широкого круга лиц».

Проект постановления пленума ВС пока не принят и отправлен на доработку. Затем, когда документ вступит в силу, суды должны будут перестать руководствоваться древним  постановлением пленума ВС СССР от сентября 1989 года. 

«Решение пленума Верховного суда, открывающее новые возможности для террора против населения - всего лишь эпизод, которые сейчас возникают буквально каждый день», - так в целом оценил документ ВС блогер и писатель Анатолий Несмиян в своем тг-канале.

Подпишитесь