Российское общество столкнулось с самым высоким уровнем финансовой неопределенности среди 56 стран, как показали результаты опроса, проведенного ассоциацией Gallup International и холдингом "Ромир". Как уточняет РБК, респондентам задавали вопрос, хотели бы они получить дополнительный бонус в виде одного ежемесячного дохода прямо сейчас или в двойном размере через год. Такой вопрос задают для определения уровня жизни и финансовой стабильности в стране. Ллишь 20% респондентов предпочли бы получить двукратную выплату, в то время как 32% предпочли бы одну выплату, а 48% не смогли определиться.
Причем доля неопределившихся российских респондентов стала максимальной среди всех 56 стран. Доля россиян, готовых подождать удвоенного выигрыша, — одна из самых низких в мире, меньше — только в Косово.
В мире среднем 46% респондентов предпочли бы получить дополнительный доход сразу, 42% готовы подождать год ради двойной суммы. Самый высокий уровень тех, кто готов подождать удвоенного бонуса, был зафиксирован в Северной Америке, а самый низкий — в Латинской Америке.
Опросы в Швеции выявили, что 75% респондентов хотели бы получить удвоенный бонус, в Нидерландах — 59%, в Японии — 56%, в Германии — 55%, в Великобритании — 54%. Немедленные выплаты бонуса выбирали в основном в регионах с низким уровнем дохода, таких как страны Среднего Востока, Северной Африки и Латинской Америки. Например, больше всего таких ответов было в Нигерии — 76%, в Ираке — 74%, в Пакистане — 69%.
Андрей Милехин - глава «Ромира», доктор социологических наук - указал, что выбор, который сделали респонденты, связан с оценкой настоящего, а не с прогнозами на будущее. Результаты исследования стали индикатором восприятия стабильности. Большая готовность ожидать большего выигрыша характерна для стран с высоким ВНД на душу населения.
Руководитель международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин уточнил, что более терпеливые респонденты (48%) находятся в самых богатых государствах (с подушевым ВНД от $13 200, по классификации Всемирного банка) и среди тех, кто имеет высшее образование (46%), по данным «Ромира». Милехин обратил внимание на высокий процент тех, кто не смог ответить на «абстрактно-диагностический» вопрос. Вероятно, это доказательство растерянности и неопределенности в обществе. Низкая финансовая грамотность, недоверие к будущему и отсутствие планов не способствуют сберегательному и инвестиционному поведению.
Другой опрос - Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики - демонстрирует, что в 2023 году каждый шестой житель России (17%) испытывал недостаток денег на покупку продуктов питания или одежды и обуви. Согласно опросу, 4% респондентов признались, что у них не хватает денег на питание, а 13% не могут позволить себе купить новую одежду или обувь.
В РЭУ имени Плеханова указывали, что высокий уровень затрат на питание является спецификой России. Структура расходов в России, Европе и Соединенных Штатов существенно отличается: в РФ многие имеют свои квартиры, транспорт недорог, а в других странах две трети расходов составляют оплату аренды жилья и коммунальных услуг, но затраты на питание там гораздо меньше.
Тем временем, Росстат информирует, что по итогам минувшего года доля граждан, чьи доходы ниже границы бедности, составила 10,5% населения. Показатель назван минимальным за последние годы. Ранее самый низкий показатель фиксировался в 2012 году - 10,7%. В 2022-м базовая граница бедности отмечалась на уровне 13 545 руб. В 2021 году россиян, проживающих за чертой бедности, насчитывалось 16 млн. В декабре минувшего года сообщалось, что у 28,9 млн или 19,9% граждан расходы на продукты, прочие товары и услуги были меньше средней за год границы бедности. Отечественные потребители все туже затягивают пояса на фоне падения реальных располагаемых доходов, которое в третьем квартале ускорилось вчетверо - с 0,8% до 3,2%.