Екатерина Максимова
Как сообщает сервис HeadHunter (hh.ru), в марте работодатели откликнулись на более чем 370 тысяч резюме предпенсионеров и пенсионеров. Это +67% к марту 2022 года, и в 2,5 больше, чем в марте 2021 года.
Сами возрастные соискатели также стали активнее. В минувшем месяце рост резюме от соискателей 50-60 лет составил 7%. И на 21% выросло число резюме, размещенных гражданами в возрасте 60 лет и старше.
А вот молодые кадры (до 40 лет), напротив, свою активность снизили. По данным hh.ru , количество резюме в возрастной группе 14-40 лет сократилось на 6% к марту 2022 года и на 8% аналогичному периоду 2021 года.
Сервис по поиску работы и сотрудников HeadHunter подготовил для «Новых Известий» ТОП сфер, в которых работодатели стали чаще обращать внимание на «без пяти минут пенсионеров» и тех, кто уже вышел на пенсию.
Удивительно, но это оказались не предприятия ОПК, где дефицит кадров, по некоторым оценкам, составляет порядка 400 тыс человек.
Номер один в ТОП списке - сфера страхования (с приростом откликов на тысячи процентов!).
Так, в первом квартале текущего года прирост приглашений на вакансии для женщин в возрасте 61+ составил 1788% (623 отклика против 33 за аналогичный период 2022 года). В возрастной группе 51-60 лет соискатели приглашали на вакансии кандидаток 4185 раз (+1338%). У мужчин-соискателей прирост приглашений в сфере страхования по итогам минувшего квартала составил 1158% и 739% соответственно.
По данным hh.ru, в начале года среди специалистов в сфере страхования чаще всего искали страховых агентов, далее следовали вакансии для оценщиков, андеррайтеров и актуариев. Зарплатная вилка более чем 60 предложений начинается от 140 тыс рублей.
Генеральный директор СК «Двадцать первый век» Сергей Беженков отмечает, что финансовый сегмент в целом никогда не испытывал дефицит кадров.
«В банки, страховые компании с удовольствием идут работать молодые кадры, чтобы набраться опыта и построить карьеру. Сотрудники с опытом работы в банковской и страховой сфере становятся востребованы затем в других отраслях. Вместе с тем, страховой рынок всегда стоял немного в стороне, он еще более консервативный, требует понимания происходящих процессов в разных сегментах экономики – агропрома, медицины, автопрома, недвижимости и т д. Поэтому профессиональный опыт и стаж работы в данном случае является преимуществом» - объяснил «охоту» на возрастные кадры в сфере страхования Сергей Беженков.
Что касается других сфер, где прирост откликов среди возрастных мужчин и женщин варьируется от 300% до 100%, то в число лидеров так же вошли «спортивные клубы, фитнес, салоны красоты», «стратегия, инвестиции, консалтинг», «высший и средний менеджмент», «финансы, бухгалтерия», «маркетинг, реклама», «автомобильный бизнес», «информационные технологии», «юристы», «закупки».
В минусе по количеству откликов в первом квартале оказались сферы «рабочий персонал», «транспорт, логистика, перевозка» и «домашний, обслуживающий персонал».
Сами соискатели-предпенсионеры и люди возрастной категории 60+ в первом квартале 2023 года тоже проявляют активность.
В ТОП-5 сфер, где мужчины 60+ нарастили число резюме, вошли «стратегия, инвестиции, консалтинг» (+57%); «сельское хозяйство» (+42%); «информационные технологии» (+39%); «рабочий персонал»(+38%); «розничная торговля» (+35%).
Женщины такого же возраста активнее ищут работу в разделах «добыча сырья» (+48%); «рабочий персонал» (+38%); «маркетинг, реклама» (+35%); «безопасность» (+35%) и «высший менеджмент» (+34%).
Активность работников от 51 до 60 лет (и среди мужчин, и среди женщин) зафиксирована практически во всех сферах.
Профессор кафедры управления персоналом и психологии, проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов объяснил, что тренд, связанный с повышенными спросом на «стареющие» кадры, не так однозначен. Вот его мнение на этот счет:
-В России длительный период времени, начиная с 90-ых годов, формировался эйджизм в отношении лиц старшего поколения. Причем особенность возрастного эйджизма заключалась в том, что дискриминация по возрасту начиналась не с предпенсионного возраста, а с 40 лет.
Сейчас на психологию работодателя влияет, во-первых, демография. Общее сокращение численности рабочей силы за последние пять лет составило почти 1 млн 200 тыс человек.
Причина вполне понятная: низкая рождаемость в начале 2000-ых годов. И эта демографическая яма, которая будет влиять на ситуацию на рынке труда еще, как минимум, пять лет. В перспективе (до 2030 года) количество молодых кадров сократится на 6 млн человек. Проще говоря, у нас происходит постепенное старение рабочей силы. К этому еще добавилась сверхсмертность лиц трудоспособного возраста в период пандемии коронавируса. Вторая причина - частичная мобилизация, когда молодые люди начали уезжать из страны.
Да, увеличилось количество откликов на резюме, но надо понимать, что до этого была очень низкая база. Путь даже зафиксированы рекордные 4 тысячи откликов в сфере страхования, но желающих работать существенно больше. К тому же, если опять-таки взять страхование, работодатели в первую очередь ищут страховых агентов. И это не очень высоко квалифицированная работа. И уровень зарплаты там напрямую зависит от того, сколько агент заключил договоров.
То, что происходит на рынке труда сейчас - это не окончание эпохи эйджизма. Пока эйджизм сокращается в не самых престижных профессиях и с не очень высокой зарплатой. Сейчас мы видим закономерный результат, помноженный на текущую ситуацию.
В перспективе, скорее всего, работодатели будут вынуждены пересматривать свои отношения с возрастными кадрами. Но пока - это первая ласточка. И именно в тех секторах, где испытывается наибольший дефицит кадров.
Тренд на расширение возрастных границ и резкий отток молодых кадров зафиксировали и аналитики аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
Как сообщали «Новые Известия» со ссылкой на FinExpertiza, за один год в России число трудящихся россиян моложе 35 лет сократилось на 1,33 млн человек (с 22,8 млн до 21,5 млн работников, или 29,8% всех занятых). Больше всего с рынка труда выбыло работников в возрасте от 25 до 29 лет (-724 тыс человек, до 7,2 млн). Далее следует группа 30-34 года (-524 тыс человек).
Антилидерами по вымыванию молодежи с рынка труда стали Москва (московская агломерация), Санкт-Петербург, Пензенская, Новгородская, Томская, Астраханская, Амурская, Смоленская области, Кабардино-Балкария и Адыгея.
А вот «старикам» с 2022 года «везде у нас дорога». Количество работников в возрасте от 40 до 44 лет увеличилось на 181 тыс человек, возрастная группа 45-49 лет пополнилась на 61 тыс человек. В группе 50-54 года пополнение свыше 200 тыс человек. И самая грандиозная динамика пришлась на возрастную категорию 60-69 лет, где численность работников за год увеличилась на 336 тыс человек.
И если молодых кадров за год выбыло более 1,3 млн человек, то работников в возрасте от 35 до 69 лет стало больше на 992 тыс человек.
Президент FinExpertiza Елена Трубникова также в числе главных причин называет демографию. По ее оценке, за последние 10 лет количество работников до 30 лет уменьшилось на 5,9 млн человек, или на 35,6%.
«Сейчас определенного увеличения доли молодых возрастов среди занятых можно ожидать только во второй половине 2020-х, по мере выхода на рынок более многочисленного поколения нулевых годов», - резюмировала Трубникова.