Александр Дыбин
В 2022 году регионы Уральского федерального округа пришлось 7,4 миллиона туристов, для сравнения в один Петербург за год приехало больше 8 миллионов. Лидерами в округе стали Свердловская (2,4 млн), Тюменская (2,5) и Челябинская (1,7) области. Но статистика эта лукавая. Во-первых, потому что в это число включают командировочных, во-вторых, потому что часть отелей не делится информацией о бронированиях, а кто-то и вовсе живет у частников. Кроме того, в понятие Урал в туристическом смысле входят и регионы соседних Приволжского округа (Башкортостан, Пермский край) и Северо-Западного округа (Республика Коми).
Урал в прямом смысле понятие растяжимое. Горная гряда протянулась на 2000 километров с севера на юг. А значит и отдых здесь очень разный как по уровню комфорта, так и по цене. Начнем с Юга. Это самая освоенная часть Урала, как в промышленном, так и туристическом плане. Сюда легко добраться из любой точки России, так как здесь расположены сразу три города-миллионника с крупными аэропортами: Челябинск, Екатеринбург и Уфа. Масса гостиниц, как в городах, так и непосредственно у туристических мест, у подножий гор или возле многочисленных озер. В плане приобщения к природе, можно гулять по национальным паркам с проторенными и безопасными тропами, можно выбрать более «дикие» маршруты, спуститься в пещеры или сплавиться по рекам. Отдых можно разнообразить экскурсиями в небольшие колоритные городки, где расскажут об истории горно-заводской цивилизации. Отдельно стоит упомянуть заповедник «Аркаим», где находится одноименный город бронзового века. Это уже не горы, а совсем другой ландшафт – степи. Но крюк в 400 километров того стоит.
«Мы видим постоянный рост, количества людей, интересующихся дикой природой и горами Урала, - говорит основатель проекта «Посольство Уральских гор» Олег Чегодаев. – Южный Урал - самая комфортная и наиболее доступная часть Урала. Вообще эта территория может стать большим всероссийским парком, где каждый, независимо от его туристического опыта, физического состояния, может найти себе в дикой природе какие-то развлечения. Здесь хорошая транспортная доступность. От Москвы лететь 2 часа, садишься в машину и еще через три часа ты в горах. В дикой природе. Кавказ - тоже хорошо и он так же доступен. Но на Урале нет объективных опасностей, как в высоких горах, нет лавин и камнепадов, нет острых межнациональных проблем. Погода достаточно устойчивая, поэтому эти горы доступны очень широкому кругу. Здесь будет интересно и неподготовленным туристам, и семьям с детьми, и пенсионерам, и спортсменам, кто приезжает ради забегов. Здесь, наверное, самая большая плотность забегов во всей России».
Отмечает интерес туристов к Южному Уралу и руководитель турфирмы «Аркаим тревел» Ярослав Иванов. По его словам, все чаще туристы заказывают долгие туры на 10-14 дней, тогда как раньше спросом пользовались программы на 3-4 дня
«Люди хотят приехать и посмотреть все за раз, - говорит он, - и интересно абсолютно все, сложно выделить какой-то конкретный объект. Поэтому мы сейчас активно разрабатываем, готовим программы, которые могли бы совмещать в себе и природу, и музеи. Видим большой интерес и со стороны школьных групп, взрослых групп из Москвы и Санкт-Петербурга. В столицах очень популярная тема, пенсионеры объединяются в группы и вместе путешествуют».
Стоимость отдыха в горах начинается с самых скромных сумм. Если вы привыкли к спартанским условиям, то потратиться придется на перелет и трансфер до гор. На такси это будет стоить 3-4 тысячи, но можно и на электричке. А дальше бесплатная палатка и рюкзак тушенки.
В случае с организованным отдыхом, то нужно ориентироваться на 6000 рублей в день с человек.
«Сюда будет входить проживание, трансфер, сопровождение, гиды один два объекта и питание: завтрак, обед, ужин, - говорит Ярослав Иванов, - если это тур на три дня, то выходит где-то 15-18 тысяч. При этом размещение в отелях в районе трех звездочек. Можно, конечно, и дешевле, но этот вариант, который подойдет для любого гостя».
С ростом популярности приходят и проблемы. Так, по словам эксперта по горному туризму, в лесах стало больше мусора.
«И инфраструктура перестала справляться, потому что не была готова к такому наплыву, - говорит Олег Чегодаев, - бывает такое, что в жаркое время года реки просто заполнены сплавщиками. В Результате все берега в мусоре. Но есть и обратное движение. С каждым годом все больше молодежи, которые относятся более осознанно к природе. Есть две противоборствующие тенденции».
Так же не справляется с потоком туристов и инфраструктура, сложнее найти номер, цены растут.
«Сейчас цены подскочили, на майские праздники уже размещения нет. Если и можно что-то найти, то в три раза дороже, кто вовремя не забронировал, сейчас переплачивает, - говорит Ярослав Иванов, - в три-четыре раза выше цена на ровном месте. Не хватает инфраструктуры совершенно. При этом люди боятся ее развивать, потому что неизвестно, что будет завтра. Вдруг поток спадет. А на окупаемость отеля или базы отдыха нужно несколько лет. До пандемии инфраструктуры хватало с головой, сейчас – острый дефицит, но есть риски. В этом плане популярной становится тема глэмпинга, так как такие объекты не требуют капитальных вложений и окупаются быстрее».
Северный Урал – совсем другая история. Здесь до цивилизации сотни километров, нет связи, отелей и магазинов. Отдых здесь – скорее мини-экспедиция, чем легкая прогулка по парку. Главное, что влияет на цену – это логистика. Собственно до места отдыха нужно добираться на вертолетах или внедорожниках. Зато есть возможность увидеть удивительный объекты. Главный открыточный вид Северного Урала – плато Маньпупунёр со столбами выветривания, горы Народная и Манарага, а так же маршрут печально известной экспедиции Дятлова.
По словам руководителя туристической компании «Северный Урал» и волонтерского отряда «Северный» Дмитрия Кириллова, это направление тоже вызывает интерес у аудитории. Но растет не так бурно, как Южный Урал. Тот же Маньпупунёр еще несколько лет назад нельзя было посещать из-за отсутствия туристической инфраструктуры, которая создавалась силами волонтеров и туркомпании: приюты, переправы, тропы. Но даже сейчас, эту территорию могут посетить всего до 2000 туристов в год из-за требований заповедника.
«Если ты идешь по этим маршрутам самостоятельно, то это бесплатный отдых, - говорит эксперт, - живи, хоть месяц, хоть два, в приютах можно находиться бесплатно, там есть минимальный запас еды. Организованный группы начинаются от 50 000 рублей за однодневный полет на вертолете на плато Маньпупунёр. С ночевкой в горах - это уже 65 000 рублей. А недельный поход - 80 000 рублей. Чем больше захватывается объектов, тем дороже за 100 000 рублей будет еще и посещение национальной деревни манси. Что касается физподготовки, то 2016 года горы Северного Урала были доступны только физически сильным людям. Но так как теперь на маршруте есть инфраструктура, все больше приезжает семей с детьми, и пенсионеров, которые преодолевали по 90 километров».
Ямал – самый северный регион Урала и кроме нефти и газа, здесь есть и туризм. По словам руководителя компании Discover Yamal Зельфиры Махмутовой, туристы обращают свой взор на север, когда уже побывают в более раскрученных локациях, таких как Алтай или Байкал.
«Туристов привлекает новая территория, места, где они еще не были, - говорит эксперт. - У нас можно посмотреть быт коренных жителей, северное сияние, настоящую зиму, а летом – горы, которые в принципе малоизучены и неисхожены. Кроме того, есть уникальные места вроде крайней восточной точки Европы. Четырехдневные туры под ключ начинаются от пятидесяти тысяч. В эту сумму включено проживание, практически вся экскурсионная программа, сопровождение. Большая часть маршрутов проходит вне цивилизации, нет базового комфорта, вроде теплого туалета или душа. Зато полное погружение, которое может стать целым приключением».
Чукотский автономный округ – один из самых отдаленных (если смотреть из центральной России) и труднодоступных. А значит и дорогих для путешествия. Зато здесь можно побывать на самой восточной точке Евразии – мысе Дежнева, пересечь линию перемены дат, посмотреть на быт и промысел морских охотников, насладиться невероятными видами и, если повезет, понаблюдать за белыми медведями. Как рассказал «Новым известями» руководитель Чукотского бюро путешествий Евгений Басов, без серьезного опыта экспедиций в самостоятельную поездку лучше не отправляться, а организованный тур планировать заранее. Хотя бы потому, что все перемещения по Чукотке осуществляются на местных авиалиниях, и если вы не смогли купить билет, то уже никуда не полетите.
«Чукотка, конечно, привлекает опытных путешественников, - говорит Евгений Басов, - мы видим рост потока с 2010-х годов. Чтобы посетить Чукотку не обязательно быть миллионером, но нужен достаток выше среднего. У нас едут в первую очередь за эмоциями. Еще одна категория - это охотники и рыбаки».
Как правило организатор тура берет на себя все оргвопросы, выкупает билеты на местные линии, обеспечивает питание и проживание. Все, что нужно туристу – прилететь в Анадырь. Но прямо с трапа могут начаться приключения. Чтобы попасть из аэропорта в город нужно пересечь лиман на судне. Даже летом погода может быть такая, что транспорта нет. А значит, придется остаться в отеле при аэропорту, ждать погоды.
«У меня есть бюджетные программы, даже рассчитанные на студентов, где можно уложиться в 50-60 тысяч рублей, минимальный тур – 70 000, - говорит Евгений Басов, - но бывают сезоны, когда их никто не берет, средний чек – 250 тысяч, не считая перелета до Анадыря».
По данным Росстата, турпоток на Чукотку один из самых скромных в стране. В 2022 году зафиксировано чуть больше 30 тысяч туристов (сколько в этом количестве командировочных – не ясно). Но, по словам Евгения Басова, больше для такого уникального региона и не нужно, так как это будет менять уклад жизни местных. «Чукотка - это территория не для всех, - говорит эксперт, - чиновники выстраивают какие-то свои планы. Им нужны цифры роста и динамика. Вот я так скажу, что Чукотка должна быть территорией с ограниченным посещением туристов. Здесь физически сложно увеличивать турпоток, потому что нужно создавать инфраструктуру. Но строить что-то ради двух месяцев в году бессмысленно. Второй момент, большой турпоток просто будет вымывать почву под ногами. Самое популярное село на Чукотке – Лорино, там чуть меньше 1000 человек живет, там своя культура поведения. Если туда в сезон еще 1000 приедет. Им все интересно, охотники, чукчи, давайте сфотографируемся, продайте то, это. Я и сегодня это наблюдаю. Сейчас туда приезжает за сезон 200 человек и это уже вносит необратимые последствия для менталитета, для уклада, для той притягательности, ради чего все и едут».
Камчатка – один из самых желанных регионов. В первую очередь из-за уникальных ландшафтов и вулканов, а так же возможности понаблюдать за дикими животными и природными процессами вроде нереста лосося. Перелет на Камчатку, закономерно, стоит дорого, но это не единственные сложности, с которыми придется столкнуться туристам. Почти на всем полуострове нет связи, а отелей с привычными удобствами мало.
Гид-экскурсовод, член организации «Союз гидов Камчатки» Оксана Соболевская советует готовиться к путешествию заранее. Покупать авиабилеты желательно заблаговременно, зимой больше вероятность купить билеты по сниженной цене. Для тех, кто выбирает между размещением в гостинице и самостоятельным проживанием на съёмной квартире, необходимо учитывать свои приоритеты.
«Основная трудность – это степень комфорта, к которой привыкли наши туристы. Многим хочется, чтобы проживание было комфортным и не дорогим,но на Камчатке отели с привычными удобствами стоят заметно дороже, чем, например, хостелы. Цены на туруслуги и размещение, в принципе достаточно высоки. У нас достаточно "дорогой" регион, по сравнению с центральной частью страны. Что касается путешествий, то всегда необходимо обращаться только к квалифицированным водителям, экскурсоводам и инструкторам-проводникам. Безопасность наших гостей-это основной приоритет работы. А вот степень комфорта будет зависеть от пожеланий и возможностей гостей. Например, заброска 3-4 человек на вулкан Мутновкий на высоко проходимом внедорожнике будет стоить около 10-12 тысяч с человека. Для тех, кому комфортно путешествовать в составе группы 20-25 человек, это будет стоить в пределах 3000 руб».
Камчатка-регион не только природных красот, но и пока еще несовершенной инфраструктуры, так что наши гости должны быть к этому готовы. А вот квалифицированные специалисты тур.индустрии максимально постараются сделать ваш отдых безопасным, интересным и незабываемым.
Стандартный тур на 9 дней на человека будет стоить 160-180 тысяч рублей. Услуги начинаются со встречи в аэропорту, в эту сумму включено проживание, питание, посещение достопримечательностей, логистика, услуги инструкторов, которые не только обеспечивают «культурную программу», но и отвечают за безопасность. Есть туры и дороже – до 300 тысяч с человека, но гид советует детально изучать набор услуг, так как где-то в эту сумму включают только стандартные объекты, а где-то заброску к дальним вулканам на вертолете.
Отдельный нюанс Камчатки – это серый туризм. По закону, оказывать услуги могут только аттестованные гиды, естественно, это дороже. Но есть и предложение от местных жителей, которые готовы довезти до вулканов дешевле. Да, это экономия, но может сказаться на безопасности, поэтом у советуют иметь дело только с легальными гидами.
Еще одна сложность самостоятельного туризма – это поиск отелей. Их мало и, как правило, в конце сезона турфирмы бронируют номера на будущий год. Поэтому для индивидуальных туристов выбор отелей сильно сужается.