Posted 11 апреля 2023,, 10:02

Published 11 апреля 2023,, 10:02

Modified 11 апреля 2023,, 10:04

Updated 11 апреля 2023,, 10:04

Цифра дня: только для 3% российских предприятий выгадали после введения санкций

Цифра дня: только для 3% российских предприятий выгадали после введения санкций

11 апреля 2023, 10:02
Фото: Соцсети
Реже других о негативных последствиях санкций говорят представители текстильной, легкой и пищевой промышленности.
Сюжет
Санкции

Институт анализа предприятий и рынков ВШЭ опубликовал результаты исследования «Адаптация российских промышленных компаний к санкциям: первые шаги и ожидания», выполненное на основе опроса руководителей российских предприятий обрабатывающих отраслей промышленности в 71 субъекте девяти федеральных округов РФ. В общей сложности были опрошены топ-менеджеры 1860 компаний. 

Выяснилось, что введенные после начала СВО в Украине экономические санкции затронули 67% опрошенных компаний, при этом для 39% они принесли лишь проблемы, для 3% — только позитивные перемены, а для четверти всех компаний — как то, так и другое.

Говоря о позитивном эффекте санкций, 28% предприятий указали, что смогли использовать в своем бизнесе открывшиеся новые возможности. Крупные предприятия смогли нарастить долю на своих традиционных рынках (9%), нашли ниши для новых продуктов (7%) и вышли на новые рынки (6%). Некоторым малым и средним фирмам на фоне санкций удалось привлечь квалифицированные кадры (об этом сообщили 4% респондентов).

Таким образом, для существенной части предприятий санкционный эффект был смягчен выгодами, связанными с закрытием российского рынка и снижением конкуренции. Это существенно ослабило санкционный удар по российской промышленности и улучшило ее показатели, но в то же время привело к потерям для российских потребителей, вынужденных переключиться на отечественные аналоги или технологически более простую продукцию.

Степень воздействия санкций на предприятия зависит от их вовлеченности в мировую экономику. По данным исследования, в 2021 году 32% российских компаний импортировали из так называемых недружественных государств промежуточные товары промежуточные товары, а 17% — оборудование. Сильнее всего от импорта зависят наиболее успешные и динамично развивающиеся компании. При этом четверть предприятий обрабатывающего сектора в 2022 году находились в ситуации, когда их импорт не имел реальных аналогов ни в России, ни в «дружественных» странах. Наиболее высока зависимость российских предприятий от импортных машин и оборудования (отсутствие реальных аналогов в России отметили руководители 40% предприятий), деталей и компонентов (34%), а также сырья и материалов (31%). Особенно тяжелая ситуация сложилась для фармацевтики, представители которой чаще других говорят о безальтернативности необходимого им импорта.

В разрезе размера фирм в большей степени пострадали крупные компании (77%), в то время как среди небольших пострадавшими сочла себя примерно половина (53%). Негативные последствия санкций в наибольшей степени (70–80% предприятий) ощутили представители таких отраслей, как металлургия, фармацевтика, производство электротехники, автомобилестроение, химическая промышленность, а также производство резиновых и пластмассовых изделий. Реже (не более 60% компаний) о негативных последствиях санкций говорили представители сфер текстильной, легкой и пищевой промышленности. Наибольшую же резистентность к санкциям продемонстрировал сектор ремонта и монтажа машин и оборудования: предприятия этой сферы отмечают самый низкий среди опрошенных как негативный, так и позитивный эффект введенных ограничений.

Новые возможности в бизнесе в связи с санкциями открыли для себя представители таких средне-технологичных отраслей, как химическая промышленность, производство электротехники, машин и оборудования и транспортное машиностроение. В сфере деревообработки, а также ремонта и монтажа машин и оборудования появившиеся благодаря санкциям новые возможности отмечались реже всего.

Треть опрошенных компаний исследователи отнесли к категории пассивных, отсталых, обладающих низким технологическим уровнем производственных процессов. Эти предприятия не пытались адаптироваться не только к санкциям 2022 года, но и к пандемии коронавируса на протяжении предшествующих двух лет. Низкая зависимость от импорта и отсутствие экспорта позволили им меньше пострадать от санкций, но эти же факторы определяют их технологический застой. Можно предположить, что доля таких предприятий, работающих на закрытых и низкоконкурентных внутренних рынках, в российской промышленности в ближайшие годы будет расти.

В целом же авторы исследования заключают, что зависимость российской экономики от импорта технологий остается очень высокой. Стимулировавшаяся государством политика импортозамещения была направлена преимущественно на готовую продукцию, а не на технологии. Серьезно изменить эту ситуацию в короткие сроки невозможно, признают авторы доклада. И это увеличивает для российской экономики потенциальные риски от расширения практики вторичных санкций против поставщиков из «дружественных» стран.

 

"