На сайте аналитического агентства Bloomberg опубликована статья обозревателя Панкаджа Мишры о том, почему так популярна в мире идея антиглобализма и ее лидеры Си Цзиньпин и Путин.
«После нескольких месяцев выслушивания заявлений президента США Джо Байдена о том, что демократия находится в смертельном конфликте с автократией, Си Цзиньпин из Китая и Владимир Путин из России начинают идеологическую контратаку. В прошлом месяце Си Цзиньпин недвусмысленно осудил США и их западных союзников за то, что они проводят политику «тотального сдерживания, окружения и подавления нас». Путин подписал 42-страничный документ, в котором излагается внешняя политика, направленная на ограничение западного «доминирования».
Их заявления едва ли сравнимы с пылом и красноречием речи Мао Цзэдуна на инаугурации Китайской Народной Республики в 1949 году: «Наша нация больше не будет подвергаться оскорблениям и унижениям». Никита Хрущев был более резок, настаивая на том, что коммунизм намного устойчивее капитализма: «Мы вас похороним».
Да, ни Путин, ни Си Цзиньпин не обладают ни идеологическим авторитетом, ни привлекательностью своих предшественников. Во время холодной войны Советский Союз и Китай утверждали, что предлагают новую модель организации общества, политики, экономики и мирового порядка. Коммунизм был особенно соблазнителен для молодых наций, пытающихся преодолеть десятилетия эксплуатации со стороны капиталистических западных держав.
Однако альтернативная коммунистическая модель модернизации исчезла в 1989 году вместе с Берлинской стеной. Россия, авторитарный преемник Советского Союза, и постмаоистский Китай воплощают в себе немногим больше, чем националистическую волю к власти. Тем не менее, западным странам не следует недооценивать антизападный пафос, с которым сегодня проповедуют Путин и Си Цзиньпин.
Население западных стран может сбить с толку и утомить фразеология «век унижения», к которой неустанно прибегают китайцы. И легко посмеяться над предполагаемой решимостью Путина «создать условия для того, чтобы любое государство отказалось от неоколониалистских и гегемонистских целей».
Но такая риторика перекликается с историческим опытом большей части населения мира. Это находит отклик в странах, которые подверглись деградации империализма и колониализма и, даже будучи формально суверенными, десятилетиями страдали от последствия войн и переворотов, организованных западными спецслужбами, эмбарго и жестких экономических программ, навязанных финансовыми институтами, в которых доминируют западные страны.
Многочисленные претензии более слабых стран к Западу были в значительной степени приглушены в период между крахом коммунизма и финансовым кризисом 2008 года. Войны и перевороты тогда казались делом прошлого на фоне широко распространенных надежд на то, что нарастающая волна глобализации поднимет все лодки. Даже Россия и Китай, казалось, приняли то, что западные лидеры назвали «международным порядком, основанным на праве».
Теперь этот консенсус разрушен. Китай резко поднялся, быстрее, чем ожидалось, благодаря своему осторожному избирательному использованию правил глобализации. А Россия, униженная на протяжении 1990-х годов, при Путине превратилась в сырьевого гиганта и милитаризованную державу.
Население развивающихся стран решило, что западные страны отказались от своих обещаний всеобщего мира и процветания. США вернулись к экономическому протекционизму, в то время как НАТО, институт, созданный для холодной войны, продолжает расширяться до границ России. С образованием блока AUKUS (трёхсторонний оборонный альянс, образованный Австралией, Великобританией и США, прим. ред) Китай оказывается лицом к лицу с тем же альянсом стран белого большинства, который в середине 20-го века безуспешно пытался сдержать другую растущую азиатскую страну: Японию.
Эти действия, которые Си Цзиньпин и Путин могут легко выдать за поддержание западной гегемонии, по-видимому, чреваты третьей мировой войной. Растущая напряженность может только встревожить страны Азии, Африки и Латинской Америки, которые, в целом, извлекли выгоду из двух десятилетий глобализации и подъема Китая, и теперь испытывают негодование и тревогу.
В их глазах «вакцинный апартеид», практикуемый богатыми западными странами во время пандемии Covid-19, еще раз подтвердил, что Запад всегда будет защищать свои собственные интересы, независимо от его риторики о правах человека. Они также могут видеть разительный контраст между щедрым гостеприимством Запада по отношению к украинским беженцам и стенами и заборами, которые он возводит, чтобы не пускать темнокожих жертв своей собственной политики.
Признаки возрождающегося антизападничества видны повсюду: вирусное видео, на котором президент Намибии разъясняет приезжему немецкому политику факты европейского расизма, президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва обвиняет США и НАТО в войне на Украине и рассматривает Китай в качестве беспристрастного посредника, популярность Путина растет в Европе. Индонезия и индийцы в опросе общественного мнения назвали США большей военной угрозой, чем Пакистан (хотя все еще меньшей, чем Китай).
Как идеология, антизападничество имеет мало существенного или позитивного содержания. Однако для геополитических оппортунистов это может быть чрезвычайно полезно: не следует забывать, как много Япония когда-то извлекла из своей антизападной позиции, даже когда вторгалась в азиатские страны и эксплуатировала их во время Второй мировой войны.
Страсти явно играют большую роль в геополитике, чем рациональные интересы и абстрактные идеи. Путин и Си Цзиньпин умело используют политическое бессознательное незападного мира в этой новой холодной войне. Западу нужно ответить чем-то большим, чем какими-то старыми заезженными фразами о демократии и автократии.