Posted 4 апреля 2023,, 15:01

Published 4 апреля 2023,, 15:01

Modified 5 апреля 2023,, 12:23

Updated 5 апреля 2023,, 12:23

Чего же вам еще надо? Авиаторам могут отказать в субсидиях по результатам 2022 года

Чего же вам еще надо? Авиаторам могут отказать в субсидиях по результатам 2022 года

4 апреля 2023, 15:01
Авиакомпании, практически вытесненные с рынка международных перелетов и вынужденные решать проблемы с перерегистрацией Boeing и Airbus, рассчитывают на пролонгацию госсубсидий в 2023 году. Но Росавиация удивлена отнюдь не плохими финансовыми показателями перевозчиков по итогам кризисного 2022 года.
Сюжет
Авиация

Екатерина Максимова

Росавиация обратилась к авиакомпаниям и просит предоставить информацию «о причинах, повлиявших на получение положительного финансового результата по итогам деятельности за 2022 год». Во вторник, 3 апреля, сразу несколько отраслевых тг-каналов разместили скан запроса ведомства за подписью заместителя руководителя Росавиации Натальи Андриановой

«Несмотря на положительные финансовые показатели ряда российских авиакомпаний, получивших в 2022 году рекордную прибыль, «Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта» (АЭВТ), в которую входят крупнейшие авиаперевозчики в стране, в феврале обратилась в Минтранс с просьбой выделить им ещё 100 млрд рублей субсидий на авиаперевозки по стране до октября включительно. При этом в самих авиакомпаниях прекрасно понимают, что в таких условиях никаких дополнительных субсидий в этом году им не светит», - пишет тк-канал «Авиаторщина».

Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун подтвердил «Новым Известиям», что такое письмо  в Минтранс действительно было направлено. 

Что касается встречного требования Росавиации объяснить - откуда  у перевозчиков взялась прибыль, глава АЭВТ заявил, что комментировать данный вопрос не готов. «Не знаю, кто и откуда  берет информацию. Я ее комментировать не могу, потому что 67-ая форма за 2022 год еще не закрыта (отчет о финансовой деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта, - прим. Ред.)», - заявил Владимир Тасун. 

Но Росавиация с конца прошлой недели торопит авиаторов с финансовыми выкладками и отчетами, которые еще не публиковались в открытом доступе (правительство разрешило ФНС ограничивать доступ к финансовой информации ряда организаций из-за санкций или угрозы их введения). 

Лидер рынка - «Аэрофлот», озвучил лишь операционные результаты 2022 года, но бухгалтерской отчётности пока нет. По итогам  минувшего года авиакомпания перевезла 20,5 млн пассажиров, общий объем перевозок группы составил 40,7 млн человек.  Некоторые аналитики прогнозировали, что за прошлый год выручка гиганта  могла бы составить 385 млрд рублей (против 378 млрд рублей в 2021 году, чистый убыток - 45,6  млрд рублей), но такие цифры прогнозировались при пассажирообороте около 42 млн. 

А вот лоукостер «Победа» отчетность раскрыл. По данным Спарк, выручка «Победы» в 2023 году составила 58,6 млрд рублей (против 67,5 млрд в 2021 году). Прибыль превысила 15 млрд рублей (против прибыли 4,9 млрд рублей в 2021 году). 

Удачный год для бюджетного перевозчика, как и для компании «Сибирь», летающей под брендом S7 Airlines. По словам источника «Авиаторщины», S7 Airlines также отразила в бухгалтерской отчётности по итогам прошлого года рекордную прибыль (35 млрд рублей).

Тг-канал также отмечает, что положительный финансовый результат некоторых российских авиакомпаний в наисложнейшем 2022 году может быть связан с рекордной господдержкой авиации в условиях беспрецедентных санкций. «На прибыль также могли повлиять новые стандарты бухгалтерского учёта основных средств и аренды (в случае с авиакомпаниями — лизинга самолётов), которые компании начали применять в прошлогодней отчётности», - пишет «Авиаторщина».

Аналитики рейтингового агентства АКРА добавляют, что только относительно благоприятные первые месяцы 2022 года позволили рынку продемонстрировать рост числа перевезенных пассажиров (+16% к первому кварталу 2021 года).  А по итогам года авиаторы так и не  «долетели» до установленной Росавиацией планки: перевезти 100 млн пассажиров (было перевезено 95 млн человек против 111 млн человек в пандемийном 2021 году). 

«Снижение количества перевезенных пассажиров до 95 млн человек откинуло российский авиарынок к уровням 2014–2015 годов. Так, в 2014 году доля международных перевозок составила 50%, снизившись в кризисном для отрасли 2015-м до 43%. В 2022 году доля международного сегмента находилась на уровне 19%», - отмечают в АКРА. 

В 2022 году на поддержку гражданской авиации власти выделили  беспрецедентную сумму - 172 млрд рублей, из которых 100 миллиардов получили непосредственно авиакомпании. Такая сумма была выделена  перевозчикам на возмещение операционных расходов.  

Владимир Тасун заявил, что хотя письмо с просьбой не прекращать субсидирование отрасли и было направлено в Минтранс, но у него нет никаких данных относительно того, поддержит ли государство перевозчиков в 2023 году субсидиями, как это было сделано в минувшем  году, или нет. «Этой информации у нас пока нет», - резюмировал Тасун. Ранее он заявлял   «Новым Известиям», что по его оценке объем субсидий на 2023 год сокращать нецелесообразно.  Тасун объяснил это тем, что нынешний год будет ничем не лучше, учитывая ограничения по полетам за рубеж. А также  необходимостью решать проблемы с двойной регистрацией воздушных судов иностранного производства.

Между тем в начале года эксперты прогнозировали, что в текущем году «поток» госпомощи, вероятно, превратится в «ручеек». Аналитик Sberbank CIB Георгий Иванин предположил, что размер субсидии  со 100 млрд рублей может сократиться до 25 млрд рублей (помощь будет уменьшена пропорционально количеству самолетов, выкупленных у иностранных лизингодателей). 

«Новые Известия» сообщали, что  профсообщество настаивает: государство и в 2023 году должно поддержать миллиардами российскую авиацию. Президент Фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов считает, что сокращение субсидий в 2023 году  «угробит воздушный транспорт страны». 

Генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев  в интервью «Новым Известиям» заявлял, что без господдержки летать россиянам станет ощутимо дороже.  Он прогнозирует, что рост  цен авиабилетов по России в текущем году итак может составить 10-15%. С учетом туристического сезона и праздников подорожание может оказаться куда более существенным.

По заявлению федеральных ведомств, в 2023 году авиакомпании  должны перевыполнить план минувшего года и перевезти 101 млн пассажиров. Об этом  на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства заявлял министр транспорта РФ Виталий Савельев.

"