Эту новость прокомментировала профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций РАНХиГС Санкт-Петербург, доктор филологических наук Олеся Глущенко.
По мнению специалиста, идея ввести профориентационный блок в воспитательный модуль школьной программы хороша и своевременна, потому что молодого гражданина надо системно учить управлять своей профессиональной траекторией и необходимо развивать у него чувство ответственности с подросткового возраста.
Однако, как отмечает Олеся Глущенко, при размышлении о форматах реализации этого замысла возникает ряд вопросов. Первое, о чем говорит эксперт – вопрос о занятости учеников: каким образом будет включен во внеаудиторную деятельность большой объем нагрузки в размере 40-80 часов. Как заявлено, это преимущественно часы внеклассной работы. Соответственно, возникает вопрос о том, как это будет реализовано: путём дополнительного увеличения второй половины дня школьника или замещением уже запланированных воспитательных мероприятий.
«Среднестатистический старшеклассник занят настолько, что еще 4-5 десятков дополнительных уроков в год после основных занятий, хоть в форме профориентационных бесед, хоть в форме экскурсий, вызовут раздражение и отторжение», - говорит Олеся Глущенко.
Также специалист говорит об еще одном существенном вопросе, связанном с релевантностью специальностей, о которых пойдет речь вовремя профориентационных бесед. «Надо понять, насколько они будут учитывать реалии стремительной эволюции рынка труда, особенно с учетом влияния на него искусственного интеллекта» - добавляет профессор.
Одним словом, вопросов сейчас возникает больше, чем ответов, а до 1 сентября остается не более полугода. Внушает надежду обещание Минпросвещения РФ опираться на лучший отечественный опыт.
«На закате советской власти в системе школьного образования для старших классов существовал мудро организованный проект с УПК (учебно-производственными комбинатами), когда мастера-производственники, в том числе вышедшие на пенсию, давали навыки рабочей профессии не на уроках труда в школе, а за ее пределами, в корпусах УПК. При этом завершалось практико-ориентированное обучение квалификационным экзаменом и выдачей свидетельства о присвоении квалификации швеи, слесаря, секретаря и других специалистов», - рассказывает Олеся Глущенко.
В то время у выпускника школы, по словам профессора, был не только аттестат, но и документ для законного трудоустройства по рабочей профессии сразу после школы. «Если такой блок будет и в возрожденной профориентационной работе, то это можно только приветствовать», - резюмирует эксперт.