Екатерина Максимова
Президент Шереметьевского профсоюза летного состава, экс-пилот Игорь Дельдюжов объяснил, что при неисправных свечах зажигания (а их по две в каждой камере сгорания двигателя) экипаж просто не сможет запустить двигатель.
«Свечи зажигания используются для запуска двигателей — они создают искру для поджига и поддержания горения топливо-воздушной смеси в камере сгорания. Свеча не все время задействована. Она работает во время запуска и в определенные важные периоды полета: это турбулентность и сильные ливневые осадки . Во время запуска свечи работают по очереди, переключаясь автоматически», - кратко объяснил Дельдюжов, как работает самолет в нормальном режиме.
И если самолет перестал запускаться, то свечи просто меняли. Сейчас авиаторы вынуждены экономить ресурс.
«В случае, если не работает свеча, то запуск автоматически прекращается, выполняется холодная прокрутка двигателя для удаления поступившего топлива и производится вторая попытка запуска с использованием второй свечи. При этом в бортовом журнале командир отмечает, что запуск произошёл со второй попытки. По прилету в другой аэропорт инженерная служба принимает решение, может ли борт с одной свечой продолжать полет. Есть такое понятие, как перечень минимального необходимого оборудования», - добавляет экс-пилот Игорь Дельдюжов.
Но такие перелеты долго длиться не могут. «Если одна свеча вышла из строя, то летаем на оставшейся. Если и вторая выйдет из строя, то запуск двигателя невозможен. Если новых свечей нет, то этот самолёт летать не сможет или придется переставить свечи с другого самолёта, который решили превратить в стоящий у забора склад запчастей. - продолжает Дельдюжов. - В нашей стране свечи для французских двигателей самолёта SSJ-100 не производятся, как и другие расходники, например, топливные фильтры. Их тоже нет. Но их можно снять, растворителем промыть, продуть и снова поставить. Только следить за ними надо чаще, чтобы не засорялись. Иначе топливо перестанет поступать и двигатель может выключиться прямо в полете. Руководство авиакомпаний знает о проблеме отсутствия свечей зажигания для SSJ-100 , и надеюсь, ищет пути выхода из этой ситуации. А пока рейсы передаются на другие типы воздушных судов».
На «свечную» проблему Superjet 100 обратил внимание тг-канал «Авиаторщина».
«Прошлой весной производитель двигателей SaM-146 для самолетов SSJ-100 — компания PowerJet (совместное предприятие французской Safran Aircraft Engines и «дочки» входящей в Ростех Объединенной двигателестроительной корпорации «ОДК-Сатурн») из-за санкций ЕС прекратила поставку и поддержку своих силовых установок в России, приостановив их ремонт, а также поставку в РФ запчастей и расходных материалов. В их числе свечи зажигания, которые на движки SaM-146 для PowerJet производила американская компания Unision Industries. Прямые закупки у нее и поставки сейчас тоже не возможны из-за санкций. Последние 11 месяцев потребности авиакомпаний в свечах обеспечивала «ОДК-Сатурн» из своего запаса. Но сейчас он закончился. Больше взять их негде — ни один из поставщиков не может поставить американские свечи для SaM-146, а альтернатива на рынке пока что отсутствует», - сообщает «Авиаторщина».
Менять свечи авиаторы, исходя из рекомендаций производителя, должны через каждые 1 тысячу летных циклов. На практике одной свечи хватает на 2-3 тыс. циклов, после чего они выходят из строя по причине эрозии и износа центрального электрода и полупроводника.
«Год назад в Ростехе заверяли, что в России есть практически всё необходимое для сервисного обслуживания Superjet 100, включая силовые установки, а проблемные вопросы, возникшие в связи с санкциями, решаются, добавляя, что госкорпорация делает все, чтобы авиакомпании могли бесперебойно эксплуатировать эти самолеты. Однако самый расходный компонент двигателя SaM-146 до сих пор не импортозамещен», - добавляет «Авиаторщина».
В пятницу, 17 марта, РИА Новости со ссылкой на пресс-службу «Ростеха» заявили, что корпорация проблем не видит. Критических проблем с эксплуатацией российских самолетов Sukhoi Superjet 100 нет: готовность парка к полетам поддерживается на высоком уровне, при этом идет импортозамещение востребованных компонентов, включая свечи зажигания,
«Идет импортозамещение по всей востребованной номенклатуре, включая свечи зажигания. На текущий момент критических проблем с эксплуатацией парка «Суперджетов» нет, его готовность поддерживается на высоком уровне, самолеты демонстрируют высокие показатели налета - до 370 часов в месяц», - заявили в «Ростехе».
Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов утверждает, что авиаторы, напротив, экономят ресурсы Superjet.
«Летчики как раз и жаловались, что сейчас на Sukhoi Superjet 100 налет упал. «Аэрофлот» все Superjet передал в АК «Россия». Сейчас они летают совсем мало, их из-за дефицита запчастей придерживают перед летом, когда сетка полетов будет расширена. Надеюсь , что к летнему периоду с помощью параллельного импорта дефицит свечей зажигания будет устранён.», - говорит Дельдюжов.
«Авиакомпании указывают, что из-за этого у них имеются высокие риски задержек рейсов, снижения интенсивности полетов на самолетах Superjet 100, остановки части парка в ближайшее время и постепенного полного прекращения полетов всех SSJ-100, что поставит под угрозу выполнение программы полетов по перевозке пассажиров, в том числе по социально значимым маршрутам», - добавляет «Авиаторщина».
В авиапарке российский компаний совокупно находится 148 единиц SSJ100. Почти половина судов - в эксплуатации у АК «Россия» (70 лайнеров).
Напомним, что еще в 2007 году топ-менеджмент компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГГС) заявляли, что в ближайшие 20 лет будет продано до 1800 самолетов семейства «Суперджет 100». «По консервативному прогнозу, ГГС с региональным самолетом «Суперджет 100» рассчитывает занять 15% мирового рынка гражданских самолетов», - заявлял 15 лет назад финансовый директор ГГС Максим Гришанин. Вот только прогноз оказался не консервативным, а неоправданно оптимистичным.
А накануне, пока авиаторы пересчитывали оставшиеся свечи, глава Минтранса Виталий Савельев успокоил россиян: авиация способна поддерживать летную годность эксплуатируемых отечественными авиакомпаниями самолетов в течение около десяти лет. Он также отрицает факты каннибализации в гражданской авиации.
По данным главы Минтранса, российские компании в настоящее время эксплуатируют 1167 самолетов. При этом ни один из них не был полностью разобран на запчасти. По словам Савельева, обеспечить поставки комплектующих удалось благодаря сложной логистике и параллельному импорту.
Совладелица и дочь основателей крупнейшей российской частной авиакомпании S7 Татьяна Филева ранее приводила другие данные: на начало 2022 года парк российских авиакомпаний насчитывал примерно 1270 самолетов. Из них 840 (или 67%) - это иностранные суда. А Boeing и Airbus - это основные «рабочие лошадки» авиации. К декабрю минувшего года по разным причинам в доступе у авиаторов осталось примерно 800 воздушных судов. Заметнее всего сократился среднемагистральный флот (с 530 до 485 самолетов), дальнемагистральных самолетов осталось 102 (123 на начало 2022 года).