Posted 6 марта 2023, 10:59
Published 6 марта 2023, 10:59
Modified 6 марта 2023, 11:01
Updated 6 марта 2023, 11:01
Иван Зубов
В конце прошедшей недели в российских СМИ появилась информация о том, что комитет Госдумы по просвещению разрабатывает закон о запрете фото- и видеосъемки во время уроков, а делается для защиты учителей.
«У нас, к огромному сожалению, в какой-то момент "нормой" стали случаи, когда учителя снимают на видео дети, предварительно спровоцировав конфликтную или смешную (по мнению детей) ситуацию. А потом выкладывают в сети, пересылают друг другу и устраивают троллинг», - рассказала депутат Ольга Казакова.
Предложение Казаковой прозвучало как раз после того, как по СМИ и соцсетям широко разошлись два видео, снятых в школах. На одном видео учитель московской школы Сергей Окопский на уроке финансовой грамотности избил ученика за «неправильную» прическу (по версии руководства школы, подросток не слушался учителя). Против педагога возбудили уголовное дело. На другом видео бывшая директор школы, педагог Александра Федурина обзывает восьмиклассника «предателем» и «ублюдком», желая ему «пули в висок», потому что тот опоздал к школьному мероприятию. Ее уволили. Не будь этих видеозаписей, и Окопский, и Федурина продолжили бы «учить» наших детей.
Канал «Временное правительство», комментируя эту инициативу, пишет:
«Казакова обосновывает свою идею тем, что "важно вернуть учителю уважение на уровне детей и отношения с родителями". Тут бы подумать, что уважение к учителю должно начинаться с условий его работы, создаваемых работодателем. Достойные зарплаты, например, защита от мобилизации, которую им так и не захотел дать министр просвещения Сергей Кравцов, освобождение от поборов со стороны начальства и снижение бюрократической нагрузки. Но Госдуме проще что-то запретить. Уважением тут и не пахнет. Лишь желанием закрыть глаза на существующие проблемы, спрятаться и не видеть…»
Автор канала Lysenok называет эту инициативу не только странной, но и опасной:
«Странные решения и предложения от депутатов Госдумы. Запретить детям снимать во время уроков. Видите ли, они провоцируют учителей, а потом выставляют их в неприглядном виде. Хочу напомнить, что в психологии детского возраста испокон века наблюдается конфликт «отцов и детей» и в случае ограничения свобод подрастающего поколения он радикализируется. Понимаете, депутаты не предложили снабдить все классы постоянной системой видеонаблюдения, чтобы опровергать результаты провокаций. Они предложили, как всегда запретить, и если запрет хоть как-то может воздействовать на взрослых, то при загоне детей в рамки их дискомфорта, а особенно на фоне гормонального взрыва, может привести к радикализации молодого поколения, и вместо войны в информпространстве она может перейти в подворотни. Но депутаты, видимо в вузах во время психологии бегали по близлежащим кабакам и ее основы, к сожалению, не знают. Пример ЧВК «Редан» их, видимо, ничему не научил, или они не поняли, ответом на что он является…»
Впрочем, как верно подметили эксперты популярного канала «Неудаща», эта проблема запретами не решается. И вот почему:
«Во многих странах мира смартфоны вообще запрещены к использованию в школах — с момента захода на территорию образовательного учреждения и до момента выхода, устройство не должно находится в руках у школьника. С чем и как это помогает бороться — сказать сложно. Ясно одно: насилие в школе это не останавливает: учителя бьют и издеваются над учениками, а ученики издеваются и иногда бьют учителей. Это не какая-то особая российская проблема, это проблема массового бесплатного образования во всем мире.
Дело в том, что в любой крупной стране есть острая нехватка кадров в среднем образовании, причиной которой относительно низкая оплата этого труда — да, даже в большинстве стран ЕС учителя небогатые люди, и как следствие — крайне низкая квалификация педагогического состава. А раз школа бесплатная, то и контингент учащихся там в среднем тоже не блещет и все это отличная почва для постоянных конфликтов, которые выливаются в психологическое и физическое насилие, а с развитием технологий и в сетевой буллинг.
Как-то это смогли поменять в Скандинавии, просто из-за общего уровня жизни выведя финансирование образования на невиданный уровень, удалось сделать из учителей крепкий средней класс, вывести их на другой профессиональный уровень. Но крупные страны Европы, Восточная Европа, США, РФ — везде одно и тоже: учитель получает зарплату, позволяющий лишь встать на границу бедности и среднего достатка. И пока это так, запреты или наоборот разрешения видеосъемки в школе ничего не поменяют…»
А от себя добавим: 99 процентов съемок в школах делаются тарным образом - чтобы учителя не видели. Так что эффективность этой новации будет равна нулю. Тем более что штрафовать или судить детей невозможно.