Posted 21 февраля 2023,, 11:02

Published 21 февраля 2023,, 11:02

Modified 21 февраля 2023,, 11:04

Updated 21 февраля 2023,, 11:04

Педагогическая трагедия: в России уже некому учить учителей

Педагогическая трагедия: в России уже некому учить учителей

21 февраля 2023, 11:02
Фото: 1MI
Российская педагогика оказалась в тупике: отечественной методики преподавания давно не существует, а западные освоить так и не смогли

Несколько дней назад в «Независимой газете» был опубликован материал «Лозунг дня – нужны учителя учителей», в котором рассказывалось о ежегодном общем собрании Российской академии образования, на котором выступила с докладом президент РАО академик Ольга Васильева. Ранее она занимала пост министра просвещения, а также являлась автором концепции «Консерватизм как идеологии развития». В своем докладе Васильева буквально бьет в набат:

«Президент РАО напомнила о том, чего недостает в развитии педагогических наук сегодня. В последние годы сложилась ситуация с нехваткой высококвалифицированных специалистов, кандидатов и докторов наук в области методики преподавания важнейших предметов. На первом месте по количеству защищенных работ находится… иностранный язык. Гораздо меньше работ по литературе, истории и географии. И практически не защищались диссертации по таким темам, как воспитание, взаимодействие семьи и школы, почти отсутствуют диссертации по направлениям «Родной язык», «Обществознание», иным гуманитарным и общественным наукам…» Отсюда и пафос Ольги Васильевой: «Как воздух, нужны учителя, которые бы научили учителей».

Учить учителей в России если и умели, то давно разучились

На самом же деле, ситуация в сфере образования не критическая, а катастрофическая, считает преподаватель словесности одного из московских колледжей Михаил Павловец. В своем блоге он пишет:

«Но проблема-то в том, что для этого нужны уже готовые учителя высшей школы, которые бы могли научить тех будущих учителей высшей школы, что могут научить учителей средней школы - а их нет!

Насколько мне известно, по крайней мере по литературе в высшей педагогической школе - выжженное поле. Некому попросту пересмотреть замшелые подходы и концепции преподавания предметов, а если такие и появляются - то от них оперативно избавляются.

Почти никто из сильных методистов в педвузах не преподает. Сильные учителя давно перешли уже на самообеспечение (в рамках "Гильдии словесников" и тп). А те подходы, которые предлагаются педобразованием, вряд ли могут быть привлекательными для по-настоящему дельной молодежи: она приходит в школу, видит клубящийся тут мрак, пару раз бьется головой о глухую кирпичную стену (либо ее об эту стену бьют) - и из школы сбегает.

Так что президент РАО может сколько угодно  "планировать актуальные тематики исследований, которые ведутся в области педагогических наук на государственном уровне", отказываться от педагогических магистратур в пользу специалитета и закладывать "увеличение часов на базовые педагогические дисциплины" (ха-ха, не за счет же вводимых в высшую школу курсов "Основы российской государственности"! - да и опять же, кто будет преподавать эти самые "базовые педагогические дисциплины" - не из Китая же их нам поставят в рамках параллельного импорта?).

Скучно, нудно и неактуально

Еще в начале "лихих 90-х"  отношение в нашем пединституте к предметам методико-педагогического цикла было самым пренебрежительным: преподавали нам в основном люди, видящие школьников только в качестве своих внуков либо в школе в лучшем случае подрабатывающие; уроки методики по большей части были выматывающе-нудными, ничего лично я с них в свою будущую практику не вынес, кроме знания, как я сам никогда делать не буду. А педагогическая практика?!

Вот небольшая зарисовка из деканата одного столичного педвуза середины 2010-х годов: в учебной части стоит убеленный сединами профессор - и просто орет на бедных сотрудников: "Я не знаю, сколько уже повторять, чтобы мне ставили побольше часов педагогической практики и поменьше голосовых часов! У меня нет уже здоровья приезжать на занятия и вести их!" Так что у нас долго разбрасывали эти камни - пришло время собирать поспевший урожай…»

Цап-царапа в образовании тоже не получилось

Среди множества комментариев, в которых читатели, как правило, сами преподаватели разных учебных заведений страны, полностью соглашались с автором, стоит отметить реплику Марины Балуевой. Она - о вечном российском импорте чужих идей и неумении ими пользоваться:

«В основном продвигались поверхностно нахватанные (в перерывах между шоппингами) западные подходы и методики, которые при сохранении замшелых основ в принципе никак не могли быть применены. Учителей бесконечно "учили" этим "инновациям" на курсах. Учителя должны были отчитываться открытыми уроками и всякими "исследованиями" об успешном применении этих мертворождённых идей и имитаций под страхом не пройти аттестацию. Если эта имитационная вакханалия продолжится, то едва дышащая наша школа прикажет долго жить. Но, похоже, Васильева настроена на продолжение банкета…»