Иван Зубов
В социальных сетях активно обсуждается премьерный показ российского сериала «Фишер» (режиссеры Сергей Тарамаев и Любовь Львова), сюжет которого основан на реальных событиях, происходивших в Московской области с 1986 по 1992 год. Именно тогда советские, а затем российские правоохранители расследовали преступления, совершенные серийным убийцей Сергеем Головкиным по кличе «Фишер».
В пресс-релизе к этому сериалу, сообщается, что его сценаристы Сергей Кальварский и Наталья Капустина в течение года изучали архивные материалы и общались со следователями по делу Сергея Головкина.
Однако, то ли они недостаточно хорошо изучили архивы, то ли недостаточно внимательно слушали следователей, то ли режиссеры по ходу съемок кардинально вмешались в сценарий, но этот сериал вызвал серьезнейшие критические отклики профессионалов.
К примеру, известный московский адвокат, а в прошлом следователь Алексей Федяров пишет:
«Спортивный комментатор Василий Уткин рассказывал, что как-то у японского футболиста Кэйсуке Хонда, игравшего тогда в ЦСКА, журналисты спросили, нравятся ли ему суши в московских ресторанах.
«Да, очень нравятся, только это не суши», - ответил вежливый господин Хонда.
Это я о том, что посмотрел полчаса фильма «Фишер» про расследование серийных убийств и поимку маньяка.
Хороший фильм, только он не про расследование серийных убийств и поимку маньяка. Снимайте, как хотите, просто это не про следствие. В титрах предупредите: халтура в фильме только ради рейтинга. Но на самом деле нет. Просто халтура.
Допускаю, что в комментарии придут фанаты и создатели шедевра, могут попросить перечислить нелепости. Трижды подумал бы на их месте. Так я просто молчу, всем лучше…»
А бывший следователь и журналист Сергей Золовкин был еще конретнее:
«Золовкин С.А. посмотрел фильм про Головкина С.А.
Что Сергея Алексеевича вынудило выключить про Сергея Александровича по кличке «Фишер» уже на первой серии? Да то, что заставляет сделать подобное почти всех профессионалов. Отдавших сыску и следствию не один год. Как раз в изображаемое на экране время. На закате СССР.
Ляп на ляпе, увы! Таких сотрудников прокуратуры и МВД встречать никогда не доводилось. Не живые они какие-то. Картонные. Плоские. Но с претензией на гламур нового века. Как героини ВОВ, нырнувшие в окопы сразу после спа-салона.
«На поле» в нашу пору так не работали, уж простите за стариковское бурчание. Каждый пук приходилось фиксировать по установленной форме. До того, как скопировать в гипсе след ноги на месте происшествия, с понятыми дюжину протоколов заполнишь. Без бумажки любой вещдок - какашка!
А тут внук великого Олега Янковского, играющий ростовского следователя по особо важным, (как же делано и натужно получается у него «шо»!), не выпуская сигарету из зубов, не вытаскивая руки из карманов, пробежался по месту зверского убийства пацана, в очередной раз нахамил московской следачке и помчался без какого-либо документального оформления освобождать подозреваемого, отца жертвы.
Нет, я всё понимаю, если в кино показывать рутину предварительного следствия с непрерывной долбёжкой по пишущей машинке и кипами бумаг, зритель заснёт. Или грохнется в обморок. Как это сделал ваш покорный слуга на третьи сутки бессонной пахоты. А наш эксперт тот момент подловил: еще миг и я, не жравший с утра, отрублюсь на протоколировании 29-го потерпевшего из междугородного автобуса. Угодившего в тяжкое ДТП с дюжиной погибших.
В коридоре свидетелей два десятка, все торопятся, все хотят побыстрее продолжить путь.
А что такое для суда - полноценный пострадавший от противоправного действия? Печатаешь подробный протокол допроса. Печатаешь направление на экспертизу. Для определения степени тяжести повреждений. Печатаешь постановление о признании потерпевшим с разъяснением всех его прав. Выносишь постановление в случае отказа от ознакомления с делом...
Наш же киношный провинциал с кобурой-«секреткой» под мышкой, (никогда не видел прокурорских со стволом!), в первые же минуты знакомства чуть ли не обматерил московскую следачку, а вместо положенных типографских бланков пользуется блокнотиком. Как голливудский частный сыщик. И куда он с таким листочком потом пойдет?
Наверное, кроме ляпов, в сериале «Фишер» есть и свои сильные стороны. Творческая группа старалась. Но, похоже, уподобилась тому генералу, который пытался очень подробно разъяснить Бонапарту причину поражения своей армии.
- На это было очень много причин, сир. Во-первых, не подвезли порох для пушек...
- Достаточно! Всё другое уже лишнее!»