Леонид Злотников
Российские силовики объявили настоящую охоту на подростков-неформалов. В конце февраля СМИ и социальные сети захлестнула волна сообщений о «новом молодежном движении ЧВК «Рёдан», которое якобы устраивает драки в торговых центрах. Началось все с облавы на подростков в Москве — а затем силовики начали искать анимешников и в других городах России.
Нападения и издевательства записываются на камеру под радостные возгласы толпы, логика у подростков проста: чем сильнее унизили и избили — тем лучше. Подобные кадры появляются во всех регионах России, избить неформала стало своего рода трендом, на эксплуатации которого дети пытаются поднять свой социальный статус. Волна беспорядков и задержаний конфликтующих подростков, переходящих всякие границы, уже вышла за пределы России, «забивы» все чаще устраиваются в украинских городах.
А тем временем сетевые эксперты уже спорят о том, что такое это ЧВК «Рёдан» и откуда оно вдруг появилось.
Ведущая канала «Дети и плети» Маргарита Литовская считает, что появление этой молодежной субкультуры закономерно в нынешней ситуации:
«Пытаюсь объяснить, почему подростки участвуют в подобных субкультурах. Поколения меняются, а субкультуры остаются.
Если я правильно понимаю теорию, то субкультуры не возникают в культурном вакууме. Больше информации = больше возможностей для деления на разные специфичные группы с откровенной претензией на индивидуальность.
Почему субкультуры расцветают именно среди молодежи? Потому что именно в этот момент юнцы перестают ассоциировать родителей с божествами и ищут новые ориентиры. Мы как существа социальные, не можем существовать без высших ориентиров — это не безопасно с эволюционной точки зрения. Для кого-то ориентиром становится религия, для кого-то поп-идолы, для кого-то чертовы сектанты и прочие отбитые персонажи. Человек, взрослея, не отказывается от кумиров. Просто раньше это были родители, а теперь становится кто-то другой, противоположный родительским фигурам.
Причем заметьте, что предыдущий рассвет субкультур в нашей стране происходил в лихие 90-е, когда общество не вылезало из кризисов после распада СССР. Подростки так же искали свое место в жизни. Причем им было очень сложно — взрослые, которые должны обеспечивать безопасность ребенку сами были жутко нестабильны, а некоторые еще и эмоциональны незрелы. Каждый раз, когда нас как страну, как общество, будет трясти, будут активизироваться субкультуры — стаи, в которые сбиваются неокрепшие молодые особи в поисках стабильности и себя.
Почему субкультуры аниме так популярны среди подростков России. Причин может быть несколько:
А вот эксперты канала «Неудаща», наоборот, уверены, что «ЧВК Редан» еще нельзя назвать субкультурой, сравнимой с такими агрессивными молодежными субкультурами типа скинхэдов, футбольных фанатов и даже АУЕ (экстремистская организация, запрещенная в РФ).
«Да, субкультурой ее называть удобней, удобней еще и кивать в сторону Росмолодежи, которая опять что-то прохлопала, силовиков, которые упустили, ну и удобно что-то под это дело запретить, например аниме, которое в депутатских и патриотических кругах давно считается деструктивным видом искусства, плохо влияющим на молодежь. Вот и отличный повод — ЧВК «Рёдан» очевидно имеет происхождение из кругов увлеченных аниме.
Тем не менее, хотелось бы предостеречь наших читателей и всех публицистов, пытающихся рассуждать об этом явлении, так как «ЧВК Редан» — это еще не субкультура. У субкультуры есть несколько четких признаков: самоназвание, система ценности, обычаи и традиции, нормы и стиль поведения, эстетические предпочтения, сложная идеология, уникальный стиль одежды, разветвленное сообщество.
У ЧВК из этого только самоназвание, признаки стиля одежды, которые скорее соответствуют униформе, а не отдельному стилю, а также идейные и эстетические концепции, которые соотносятся уже с имеющейся субкультурой анимешников. Таким образом, «ЧВК Редан» не может считаться полноценной субкультурой — если отбросить терзающие нас сомнения, то атрибутировать это движение можно, как субкультурный флешмоб или направление внутри анимешников.
А если не отбрасывать сомнения, то все это похоже скорее на отдельный информационный проект: группы и паблики ЧВК появились буквально за пару недель и являются просто выкупленными ресурсами с нагнанными в подписчики ботами. Движение появилось из ниоткуда, но при этом тут же получило мощнейшую информационную подсветку, несмотря на ничтожность происходящего не сходит передовиц вот уже несколько дней.
Судя по всему, уважаемые читатели, просто кто-то уводит тему, пытается отвлечь внимание, ну или просто, какой-нибудь депутат или чиновник за сравнительно небольшой прайс сделал себе агрессивную субкультуру, с которой будет бороться и несомненно поборет, записав себе это в большой плюс…»
Эксперты канала «Мастер пера» тоже уверены, что появление таких движений логично, но осознать этого факта российские власти пока что толком не умеют:
Еще недавно только и говорили, что о ЧВК «Вагнер», а теперь уже первенство в повестке активно оспаривает ЧВК «Рёдан», которую называют новой молодежной субкультурой. Негативное отношение к этому движению выразили в Кремле, а в Госдуме и вовсе выдвинули версию о том, что за ЧВК «Рёдан» могут стоят спецслужбы недружественных стран, которые давно точат зуб на российскую молодежь и полны решимости сбить ее с верного пути.
Однако, похоже, невесть откуда взявшаяся ЧВК «Рёдан» становится головной болью не только для российских властей и союзной Белоруссии, но и для противостоящей Украины, где фиксируются вылазки агрессивного молодняка под теми же флагами и с той же подрывной символикой. Вполне возможно допустить, что украинская ЧВК «Рёдан» организована для отвлечения внимания, чтобы показать глобальный характер явления и тем самым усыпить бдительность россиян и белорусов. Но в Москве и Минске научены историческим опытом и знают цену вызовам любой неконструктивной глобализации. Поэтому отечественная ветвь ЧВК «Рёдан» будет выводиться на чистую воду решительно, бескомпромиссно и безотносительно того, что молодежные отряды этого движения нарушают общественный порядок не только в России и Белоруссии, но также еще и в Киевской области, где подростково- молодежные бригады в клетчатых штанах и куртках с символикой пауков тоже склонны устраивать драки и погромы.
Конечно, чем больше элементов дезорганизации на территории противника, тем ближе победа. Но когда новомодная юношеская субкультура, не щадя неприятеля, одновременно бросает вызов и суверенным устоям, то это повод задуматься и досконально разобраться, откуда растут ноги, чьи торчат уши и почему вообще такое стало возможно. В истории геополитических противостояний уже не раз случалось так, что молодежная субкультура зарождалась и развивалась в качестве формы протеста против несправедливости окружающего мира и как реакция на неумение политиков найти такой выход из горячих и холодных конфликтов, который бы гарантированно не перечеркивал будущее.
Но решать соответствующие вопросы противодействия и перевоспитания каждой стране в сложившихся обстоятельствах придется по отдельности. В нынешней России с некоторых пор наблюдается особенно трепетное отношение к молодежной политике, потому что от позиции молодых и юных зависит прочность скреп и сила сомкнутых рядов. Как пелось в песне, молодым везде у нас дорога с социальными лифтами, но, чтобы не сбиться с маршрута, требуются не только ограничительные и предупредительные знаки, но и развитая инфраструктура по всем обочинам и прилегающим просёлкам. Россия еще не обустроена, а маршрут ее движения непрост и извилист, а потому ситуация подразумевает откровенный и прямой диалог с подрастающими поколениями. Казус ЧВК «Рёдан» - очередной, но яркий к тому сигнал.»