Леонид Злотников
Как известно, 21 февраля в своем послании Федеральному собранию Путин заявил о «приостановке» участия России в Договоре о стратегических наступательных вооружениях (СНВ) с США. По этому документу обеим странам запрещено иметь на вооружении больше 1550 ядерных боезарядов и больше 800 их носителей, причем лишь 700 из них могут находиться в развернутом состоянии.
Ответ Америки на это заявление последовал почти незамедлительно: уже 24 февраля в Европу прибыли четыре стратегических бомбардировщика США B-52 Stratofortress. Сначала они прибыли в Эстонию, где в рамках мероприятий по случаю национального дня независимости этой страны, совершили пролет на малой высоте в Таллине, а затем, по сообщению Европейского командования США, эти самолеты приземлились на военной базе в Испании «для сотрудничества и укрепления отношений с союзниками и партнерами по НАТО и демонстрации приверженности США коллективной обороне».
А следом, 28 февраля в Исландию прибыл и самолет E-6B Mercury, имеющий статус «воздушного командного пункта» Стратегического командования ВС США и называемый еще «Самолетом Судного дня».
Он оснащен автоматизированным комплексом управления пусками межконтинентальных баллистических ракет, и по сообщению того же Европейского командования США, прибыл в Европу для «выполнения задач в зоне ответственности европейского командования».
Экипаж самолета уже встретился с послом США в Исландии Кэррин Патман и другими дипломатическими и военными руководителями, – сообщают источники.
Самолет Судного дня стоит на вооружении американской армии с начала 1990-х и должен обеспечить США возможность ответного ядерного удара, если наземные командные пункты будут поражены противником. Он поддерживает связь с атомными подлодками класса Ohio («Огайо»), несущими на своем борту по 20 межконтинентальных баллистических ракет. Сегодня 14 таких субмарин осуществляют боевое патрулирование, из них 6 – в Атлантическом океане.
Таким образом, международная обстановка постепенно накаляется, что не может не беспокоить мирных людей.