Екатерина Максимова
Данные об импорте в Россию мобильных телефонов по итогам 2022 года приводит в своем аналитическом отчете инвестиционно-промышленный холдинг GS Group. «Новые Известия» ознакомились с документом.
По итогам года доля смартфонов не изменилась и составляет 78%, но в абсолютных цифрах объем упал на 22%. У россиян за прошлый год появилось 27,5 млн новых смартфонов.
На долю абсолютных лидеров - Xiaomi, Realme, Samsung, Tecno и Apple - пришлось 21,4 млн штук (или 78% рынка смартфонов). Импорт кнопочных телефонов в 2022 году сократился на 19% (до 7,9 млн штук).
Китайские «трубки» - теперь самый популярный у россиян смартфон. Так, доля рынка Xiaomi занимает 30%. При этом поставки Xiaomi снизились на 19% (с 10,3 млн штук в 2021 году до 8,3 млн штук в 2022 году). Импорт Realme за год вырос на 78% (до 4,3 млн штук).
В целом по итогам прошлого года доля брендов Китая выросла до 75%. Для российского рынка смартфонов - это дебют.
А вот поставки Samsung и Apple, совокупная доля которых до СВО составляла 45%, резко сократились. Samsung показал трехкратное падение (до 3,7 млн штук) и доля компании на рынке России упала с 32% до 14%.
Поставки iPhone упали в два раза (-57%), было куплено 2,1 млн штук. В результате «яблочная» доля сократилась до 7,7%. И это самый низкий уровень компании в России за последние два года. Но апологеты Apple не сдаются: парк активных смартфонов Apple составляет 12,5 млн штук. И это третье место в России, то есть каждый восьмой звонок в стране совершается с помощью iPhone.
«Структура ценовых сегментов сильно изменилась: выросла доля нижнего сегмента и сжался премиальный сегмент. При этом в абсолютных цифрах уменьшились все три сегмента. По итогам 2022 года доля бюджетного сегмента (смартфоны до 10 тыс рублей) выросла с 32% до 39%, а объем уменьшился на 11,2 млн штук до 10,8 млн штук (спад 4%). Средний ценовой сегмент (смартфоны по цене от 10 до 30 тыс рублей) потерял 4 млн штук, его объем упал на 23% (с 17,2 млн до 13,2 млн штук). В результате средний сегмент по-прежнему занимает половину рынка (48%). Доля верхнего сегмента (смартфоны по цене от 30 тыс рублей) упал с 19% до 13%», - уточнили в GS Group.
Сколько стоит телефон
Оборот российского рынка смартфонов по итогам 2022 года составил 529 млрд рублей. Это минус 35 процентов, если сравнивать с 2021 годом.
«По понятным причинам оборот Apple упал в два раза, а Samsung - в 2,5 раза. Однако по итогам года Apple остается лидером по обороту с долей 31,8%, а Samsung занимает третье место с долей 14,5%. На второе место вышла компания Xiaomi с долей 21,5%. Также в лидеры выбились Realme с долей 12% и Tecno с долей 5,3%. Также высокую долю в обороте рынка показал бренд Huawei - более 5% рынка за 2022 год. Прочие бренды смартфонов суммарно занимают менее 9% оборота рынка», - сообщает GS Group.
За минувший год в России средняя цена на смартфоны упала на 18% - с 23,3 тыс до 19,2 тыс рублей. Но нет причин для радости.
«Объясняется это предельно просто. В течение 2022 года значительно снизились поставки дорогих смартфонов Samsung и Apple, а следовательно, и их доля в обороте рынка. А поставки бюджетных смартфонов от Tecno, Itel и прочих брендов, напротив, выросли. Поэтому по всем законам математики средневзвешенная цена смартфонов на российском рынке снизилась. И это временная ситуация. В 2023 году китайские бренды, хорошо освоившись на российском рынке, начнут поднимать цены, а также производить более дорогие модели. Поэтому средняя цена на рынке смартфонов будет расти», - таков прогноз от аналитиков холдинга GS Group.
Внимание, подорожают и ноутбуки
Как сообщили «Новым Известиям» в Группе компаний «F+ tech | Марвел», по итогам 2022 года в России было продано 3,2 млн ноутбуков на общую сумму 195,5 млрд рублей.
Падение рынка ноутбуков за год составило 13,5%!
На протяжении 2022 года постепенно снижалась доля производителей, заявивших об уходе с российского рынка. Доля Asus упала с 19,3% в январе 2022 года до 8% в декабре, ноутбуки HP «просели» с 21% до 7,7%, продажи Acer снизились с 13,2% до 8%. Их место заняли другие бренды, например, MSI, нарастивший за год долю с 4,4% до 25%
Падение рынка ноутбуков по итогам 2022, объясняет «F+ tech | Марвел», в большей степени связано с дефицитом компонентов и нехваткой товара в определенный период. «В 2023 году тенденция не должна сохраниться, так как рынок перестроился под новые реалии и может выйти на крейсерскую скорость продаж уже в первом квартале 2023 года», - уточнили в департаменте корпоративных коммуникаций ГК «F+ tech | Марвел».
Аналитики ГК уверены, что серьезного снижения стоимости ноутбуков ждать не стоит. Даже на фоне информации о том, что склады переполнены техникой.
«Даже если у кого-то сейчас и есть излишки техники на складах, то вряд ли покупатель увидит обрушение цен. Доллар снова дорожает, а значит и цены, скорее всего, пойдут вверх», - резюмировали в «F+ tech | Марвел».