Posted 28 февраля 2023, 10:36
Published 28 февраля 2023, 10:36
Modified 28 февраля 2023, 10:39
Updated 28 февраля 2023, 10:39
Александр Дыбин
Дефицит лекарств и вакцин для животных ощутили многие владельцы. Если со стандартными препаратами проблемы были быстро решены, то специализированные корма или лекарства до сих пор бывает сложно найти. Если у питомца хроническое заболевание или какие-то особенности и ему нужен спецкорм или более мягкий препарат, за ним придется побегать по ветаптекам или неделями ждать доставку. Подтверждает эти сложности и ветеринар Ленинградского зоопарка Юлия Василькова.
«У нас такие же трудности с диагностическими и профилактическими средствами, как и в большинстве клиник, - говорит она. – Но в принципе каждый препарат можно найти, чем заменить, работа не останавливается, ищем разные методы. Но хотелось бы чтобы эти искусственные трудности ушли. У нас есть много российских вакцин, о которых никто раньше не слышал, их нужно срочно выводить в широкое использование, чтобы их было легко доставать. Кроме того, все врачи знают, что бывают осложнения от ряда отечественных препаратов. Тут должна помочь наука, как сделать эти лекарства безопасными и эффективными».
По словам экспертов, пик проблем с лекарствами для животных пришелся на лето прошлого года. Но до сих пор сложно найти, например, препараты для лечения онкологии у питомцев.
«Пропал гормональный препарат «Ковинан», - говорит Юлия Василькова, - был найден аналог, но его трудно доставать из-за дефицита на него ставять сумасшедшую цену. Если человек покупает для питомца, это еще терпимо, да дорого, но это для единственного и любимого животного. А вот для зоопарка такая закупка очень дорогая. Такая же история с «пропалином», появился аналог, но в продаже он есть эпизодично, и подрожал раз в пять, а каждая третья сука нуждается в этом препарате».
Еще лучше эта ситуация видна по статистике импорта. По словам начальника отдела пограничного ветеринарного контроля на государственной границе Российской Федерации и транспорте Северо-Западного межрегионального управления Россельхознадзора Ольги Пантелеевой, поток кормов и препаратов в 2022 году упал на 25-30%. Речь идет о поставках через «окно в Европу»: порт Петербурга и сухопутные границы с Эстонией и Финляндией.
«В Северо-Западный регион ввоз кормов упал на 25–30%, - говорит эксперт, - в 2021 году он составил 159 тысяч тонн, в 2022 – 117 тысяч тонн. Корма для продуктивных (сельскохозяйственных) животных шли из Италии, Испании, Китая, Норвегии, Британия, выросла доля Турции. Похожая картина наблюдалась и по препаратам. В 2021 году сыпучих лекарств было ввезено 1000 тонн, в 2022 – 717 тонн. В жидкой форме поставки упали с 28 тысяч литров до 21 тысячи литров в 2022 году. Поставки шли из Испании, Китая, Австралии, Бельгии и Британии».
Представители государственных ветклиник подтверждают, что пик дефицита пришелся на лето, и сейчас по большинству препаратов поставки возобновились, либо есть аналоги. Вакцина от бешенства и других заболеваний, специфичных для собак есть, причем импортная.
Ассистент кафедры фармакологии и токсикологии Санкт-Петербургского государственного университета ветеринарной медицины Вера Крюкова отмечает, что в стране долгое время акцент в разработке ветпрепаратов делался на сельском хозяйстве и там особого дефицита или перебоев с лекарствами и вакцинами нет. Сейчас перед ветеринарной фармой внезапно открылся рынок домашних животных, которых лечили импортом. А рынок, надо сказать огромный, только в одном Петербурге насчитывается 300 тысяч домашних собак и около миллиона кошек.
«Наконец-то потребители стали ориентировать на наши отечественные препараты, в стране представлено более 20 производителей ветпрепаратов, которые обладают широкой линейкой разных групп и форм, - говорит Вера Крюкова, - самое сложное направление - это биологические препараты, есть сложности с вакцинами, рынок вакцин для животных подконтролен минсельхозу. И исследования больше посвящены именно сельскохозяйственным животным. Сейчас есть потребность в разработке препаратов для мелких домашних животных. Мы это направление чувствуем и начинаем развивать. Наш вуз обеспечен лабораторией и она сейчас переориентируется на разработку вакцин для домашних питомцев, мы сейчас переживаем этот момент перехода».
Но о быстром эффекте , по мнению эксперта, говорить не приходится. Первые результаты только начавшихся исследований могут быть только через 3-5 лет.