Posted 17 декабря 2022, 07:11
Published 17 декабря 2022, 07:11
Modified 7 марта, 11:51
Updated 7 марта, 11:51
Юлия Сунцова
Организации «Голос за животных», Российская ассоциации практикующих ветеринарных врачей и Ассоциация «Благополучие животных» направили в Министерство сельского хозяйства России проект поправок, направленный на снижение страданий животных в сельском хозяйстве. Эксперты предлагают изменения, согласно которым животные будут быстро, безболезненно и в полной мере лишаться сознания и чувствительности перед началом процедуры убоя и оставаться в бессознательном состоянии до наступления смерти. Кроме того, необходимо гарантировать наступление смерти животного до начала последующей обработки туш, свежевания или шпарки, в противном случае еще живое животное испытывает крайне интенсивную боль, отмечают авторы письма.
Парадокс в том, что с сентября этого года в России как раз такие правила, сокращающие мучения животных, как ожидалось, должны были вступить в силу. Было запрещено умерщвлять животных негуманными методами. Более того – процедура убоя от и до не должна была вызывать ни боль, ни даже стресс у животных. Новые правила базировались на ранее изданном Приказе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28.04.2022 № 269 «Об утверждении Ветеринарных правил убоя животных и Ветеринарных правил назначения и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и продуктов убоя (промысла) животных, предназначенных для переработки и (или) реализации».
Но практически сразу же после вступления нового акта в силу, Минсельхоз включил заднюю и «уточнил» свой же собственный приказ. Из него исчезла формулировка о необходимости избавления животных от стресса в процессе убоя. Такие положения показались министерству избыточными: «Согласно данным сводного отчета, проект акта разработан в целях исключения избыточного дублирующего положения, касающегося недопущения стресса у животных перед убоем».
А еще запрет на стресс у животных сняли «в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности», иначе говоря, чтоб агро- и мясоперерабатывающие предприятия могли экономить на усыплении.
Обсуждение поправок вынесли на суд общественности, граждане и экспертные сообщества вносили свои предложения до 5 октября 2022г. на официальном портале нормативных правовых актов.
В итоге против принятия живодерских поправок проголосовало 1111 человек, за – всего 16. В графе «Ваши предложения» оставлен 381 отзыв, почти все – с позицией о том, что нужно оставить запрет на стресс. Однако, общественная экспертиза на regulation.gov.ru, как известно, у нас имеет всего лишь рекомендательный характер, поэтому из сотен оставленных отзывов разработчиком был «частично учтён» лишь один, что никак не повлияло на весы решения, и был продавлен нужный окончательный вариант нормативно-правового акта.
- Человек, поддерживающий своей деятельностью убой животных негуманными методами, не может называться ветеринарным врачом, это просто мясник, получается. Тем не менее, таких сотрудников, работающих на предприятиях, почему-то всё еще называют ветеринарными врачами. Ситуация изнутри не меняется, потому что в животноводстве первостепенное значение играют деньги, прибыль. Нет и минимальной заботы о том, чтобы животное не испытывало мучений, это давно нужно менять, - считает президент Российской ассоциации практикующих ветеринарных врачей, заслуженный ветеринарный врач РФ Сергей Середа.
В Общественной организации «Голоса за животных», которая специализируется на защите сельскохозяйственных животных, обращают внимание, что на практике гуманного обращения с животными во время забоя, как не было, так и нет, и даже обновленные правила ничего не изменили в этом смысле. Из-за размытых критериев остается неясно, какие способы убоя нужно относить к гуманным, а какие к стрессогенным, а это значит, животноводы и дальше могут использовать способы на свое усмотрение, не учитывая степень страданий животных при умерщвлении.
- Просто вдумайтесь. Около 2,8 миллиардов животных, не считая рыб, ежегодно разводят и убивают в России для производства продуктов питания. Это разумные существа с развитой центральной нервной системой, способные испытывать боль и страх так же, как кошки или собаки. Но в нашей стране благополучие животных в сельском хозяйстве не закреплено на законодательном уровне, их положение до сих пор является максимально мучительным, и вопрос не решается десятилетиями. В отличие от тех же безнадзорных городских или домашних или диких или заповедных животных сельскохозяйственные животные скрыты от глаз общественности за прутьями фабрик и скотобоен, к ним не ездят волонтеры. На протяжении всей своей жизни они взаимодействуют лишь с людьми и персоналом, для которых они скорее будущие туши, чем животные, - говорит Динара Агеева, председатель общественной организации «Голоса за животных».
Защита животных от стресса в процессе убоя необходима и для снижения потерь качества продукции, вот где нужно-то гнаться за экономией, утверждают эксперты.
- Острый стресс, испытываемый животными перед наступлением смерти влечет потери убойной продукции и снижение ее качества. Стресс приводит к биохимическим изменениям в мышечной ткани, значительно ухудшающим органолептические свойства получаемого мяса. Стресс до и в процессе убоя является одной из причин распространенного порока мяса (в первую очередь свинины), который включает в себя бледный цвет мяса, водянистость, мягкую консистенцию, пониженный рН и сильное снижение объема в процессе приготовления (т.н. «бледное, дряблое, экссудативное» мясо). При негуманном убое сильная физическая боль и страх могут приводить к сильным мышечным сокращениям и повышению частоты кровоподтеков на тушах – порока, который приводит к потерям продукции из-за необходимости вырезания фрагментов туш с кровоподтеками, - пишут авторы в своем письме в Минсельхоз.
Наконец, у бройлеров неэффективность убоя приводит к тому, что определенная часть птиц еще живыми попадает в чаны для шпарки, что не только служит источником экстремально сильных страданий для птиц, но и приводит к утрате тушек из-за множественных кровоизлияний в кожу, вызванных физиологической реакцией на крайне интенсивную боль.
Зоозащитники настаивают: обсуждения с общественностью, специалистами в сфере ветеринарии и животноводства должны быть продолжены. Практика обращения с сельскохозяйственными животными нуждается в полном пересмотре. Эти животные точно также, как и все остальные живые существа, должны быть защищены от жестокости.
- Покупатель в России стал всё больше стремиться к ответственному потреблению. В движении за раздельный сбор мусора – десятки тысяч людей. Всё больше людей ищут значки на этикетках, а в какую же тару производитель упаковывает свой товар, отказываются от пластика и от того, что разлагается много лет. При выборе продуктов животного происхождения потребитель всё больше обращает внимание на условия содержания животных на сельхозпредприятиях и методы убоя, да, это уже происходит в нашем обществе, - говорит Юлия Трефилова, кандидат политических наук, руководитель направления по взаимодействию с органами госвласти ассоциации «Благополучие животных».
Животноводческая отрасль должна применять более ответственный подход к содержанию животных, сделать его неотъемлемой частью сельскохозяйственной политики государства, пишут зоозащитники в письме министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву. «Мы убеждены, что для достижения благополучия в сфере человек-животное необходимо внедрение системного подхода, во главе которого – меры по повышению ответственного отношения к животным».