Posted 28 февраля 2023, 08:31
Published 28 февраля 2023, 08:31
Modified 28 февраля 2023, 08:33
Updated 28 февраля 2023, 08:33
Екатерина Максимова
Обновленный краткосрочный анализ динамики ВВП со снижением 4,1% в четвертом квартале 2022 года приводят эксперты Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН).
В целом по итогам 2022 года российская экономика сократилась на 2,1%. Так считает Росстат, который обнародовал данную цифру в феврале текущего года.
Как уточняют авторы краткосрочного анализа динамики ВВП, экономический спад на 2,1% объясняется сокращением запасов (-3,2%) и потреблением домохозяйств (-1,8%).
«Сокращение запасов и потребительского спроса только отчасти было компенсировано увеличением госрасходов. В значительной степени спад 2022 года был связан с сокращением импорта сырья и комплектующих, что ограничило спрос бизнеса и населения. Лишь в части инвестиций он был компенсирован за счет доли строительных работ, машин и оборудования российского производства. Также негативное влияние на экономическую динамику оказало снижение экспорта», - объясняют экономисты ИНП РАН.
Самое сильное снижение ВПП в последнем квартале 2022 года было зафиксировано в ноябре 2022 года ( (-4,9%). А вот по состоянию на 17 февраля текущего года снижение ВВП составило -4,1%. Тревожные цифры посвящены и дефициту бюджета: только по итогам первого месяца года дефицит достиг отметки 1,76 трлн рублей (1,2% от годового ВВП).
«Одной из ключевых проблем 2023 года станет балансировка бюджета в условиях сокращения доходов от экспорта. При этом рост расходов в 2022 году естественным образом сокращает потенциал вклада государственного потребления в экономический рост», - сообщается в докладе ИНП РАН.
По итогам текущего года, как прогнозирует агентство Moody’s (весной 2022 года прекратило свою деятельность в России, - прим.Ред.), снижение российского ВВП составит 3% против 2,1% в 2022 году.
И прогноз Moody’s существенно расходится с оптимистичными оценками Банка России и Минэкономразвития. Регулятор в одном из своих отчетов обозначил интервал от снижения на 1% до роста на 1% вместо спада. «Эксперт РА» также приводят более оптимистичный сценарий: в базовом сценарии эксперты ожидают уменьшения ВВП по итога 2023 года на 1,5%. И уточняют: в нынешнем году российская экономика впервые будет жить в условиях устойчивого санкционного режима, снятие или смягчение которого пока представляется далекой перспективой.
А вот главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин уверен, что кабимину уже пришлось запустить печатный станок. Он напоминает, что санкционный 2022 год за счет цен на энергоресурсы сложился для российского бюджета удачно. Доходы составили 19% от ВВП.
«В этом году бюджет запланирован более скромным. Доходы могут составить 17,3% от ВВП (в том числе 11,4% ненефтегазовые), а расходы оказаться на уровне 19,2% ВВП. Доходная часть еще может оказаться похожа на план. Но надо понимать, что она во многом зависит от нефтяной конъюнктуры, которую сложно точно спрогнозировать. А вот расходная часть вряд ли будет ниже прошлогодней. Поэтому, несмотря на план (дефицит бюджета в 2% ВВП), он скорее составит 4% ВВП (около 6 трлн руб.). Уже в январе текущего года его уровень достиг отметки 1,76 трлн руб. (1,2% от годового ВВП). Для того чтобы покрыть дефицит, Банк России постоянно включает печатный станок: денежная база рекордно выросла на 20% за год. А денежная масса, которой управляет в целом банковская система, выросла на 24%. Для сравнения: средние темпы роста денежной массы последних лет были на уровне 11%, и уже на фоне замедления роста экономики это привело к инфляции в пределах 4%», - отмечает Прокудин.
И если при запланированном дефиците госбюджета-2023 на уровне 2,93 трлн рублей кассовый разрыв составит почти в два раза больше (около 6 трлн рублей), то, добавляет Антон Прокудин, эти триллионы точно будут напечатаны. «Исходя из текущих темпов продаж валюты из ФНБ, пару триллионов можно будет получить с валютного рынка. Часть удастся привлечь за счет выпуска гособлигаций (без учета параллельного финансирования со стороны ЦБ РФ, когда Банк России выпускает новые деньги через кредитование банковского сектора, а банки покупают на них флоатеры у Минфина). Но, скорее всего, этот объем будет скромным», - резюмировал главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции».
О том, что правительству РФ придется включать печатный станок, в интервью «Новым Известиям» заявлял и российский ученый, политический географ Дмитрий Орешкин.
«Спецоперация сама по себе будет стоить никак не меньше 3-5 трлн рублей. Плюс триллионы на ее обслуживание. Важно понимать, что это не инвестиции, а прямые расходы, которые доходами не обернутся. <...> Когда государство вынуждено массово производить оружие, которое ни на каком рынке не продается, то о «нормальной» экономике говорить не приходится: расходы на военное производство растут, а доходы обнуляются. Хорошо, если расходную часть удается компенсировать прибыльной торговлей золотом, нефтью, газом, лесом и пр. Но с 2023 года эти секторы существенно ограничены санкциями. Поэтому, чтобы оплачивать «антиприбыльный» труд работников ОПК, расходы на военнослужащих, услуги ЧВК и т.п., государство будет вынуждено потихоньку включать печатный станок. Обесценивание денежной массы, рост цен и сжатие потребительского сектора - извечные спутники экономики во время конфликтов», - прогнозирует Орешкин.