Posted 22 февраля 2023, 06:36
Published 22 февраля 2023, 06:36
Modified 7 марта, 11:39
Updated 7 марта, 11:39
«В документе указано: если этого не сделать, то в условиях санкций это может стать одной из причин массового выхода авто из строя. Из основных предложений — урегулировать порядок утилизации машин с повторным использованием комплектующих и обязать инвесторов, которые создают в России производства авто, также заниматься восстановлением деталей», — передают «Известия».
В России индустрия по восстановлению и использованию б/у запчастей практически отсутствует, при этом во многих странах подобный механизм широко используется и поддерживается государством, в том числе в США, ЕС, КНР, Турции, ЮАР. Отмечается, что оборот используемых ранее деталей для ремонта автомобилей составляет в некоторых случаях до 50%. Интерес государства связан с экономией при производстве, ведь ремонт деталей на 50% дешевле их выпуска, а расход энергии снижается на 60%.
Депутаты предлагают принять законодательство о порядке утилизации авто с повторным использованием запчастей, обязать автопроизводителей на территории РФ заниматься восстановлением б/у комплектующих, внедрить маркировку таких деталей. Автопроизводителей хотят обязать раскрывать сервисную и техническую документацию по автомобилям. Помимо этого к процессу предлагается привлечь субъекты МСП и предусмотреть для них экономические или налоговые льготы, а также создать центр для объединения станций техобслуживания и восстановителей использованных запчастей.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) предложение поддержали, отметив возникшие сложности с ремонтом автопарков в стране. Вице-президент ассоциации «Российские автодилеры» Алексей Подщеколдин же отмечает, что не все детали пригодны для повторного использования после ремонта. По его мнению, необходимо составить список деталей, на которые будет распространяться запрет повторного использования. Он также назвал маловероятным, что западные автопроизводители будут делить технической документацией. Основатель и главный акционер калининградского «Автотора» (до СВО на заводе выпускались Kia, Hyundai и BMW) Владимир Щербаков поддержал идею, отметив, что в РФ нужно осваивать капремонты двигателей для борьбы с контрафактом, но передача подобных функций мелким СТО нуждается в тщательном анализе.
«Это сложные, тонкие технологии, требующие высоких точностных параметров. У нас в стране гигантское количество СТО, в том числе фирменных зарубежных брендов. Но капитальный ремонт они сделать не могут. Там можно только перебрать двигатель с заменой вышедшей из строя детали. СТО не могут гарантировать безопасность», — отметил Щербаков.
Представитель АвтоВАЗа в беседе с изданием отметил обеспокоенность надежностью б/у запчастей и технологичностью их изготовления, добавив, что это может отразиться на безопасности машины.
«Восстановление б/у деталей — это одноразовая мера для поддержания работы парков, и в отношении только тех запчастей, которые перестали ввозить в Россию. Но в ситуации ограниченных финансов рационально вкладываться в то, что будет работать на перспективу и окупаться, а не в точечные решения», — приводят «Известия» слова представителя в другой компании-автопроизводителе.
Директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин заявил о серьезной нехватке комплектующих для автомобилей. Он добавил, что ранее ЦБ выступал против применения б/у запчастей при ремонте по ОСАГО из-за потенциальной угрозы безопасности дорожного движения. При этом создание индустрии способно снизить риски. По мнению эксперта, налаживание подобного производства займет не менее года.
Консультант по автопрому Сергей Бургазлиев считает идею жизнеспособной, но отметил, что многое будет зависеть от реализации. По его словам, механизм больше подходит для ремонта легкого коммерческого транспорта (LCV) и грузовиков, но не легковушек.