Екатерина Максимова
В иньервью РБК Нерадько напомнил, что в 2022 году власти выделили на поддержку гражданской авиации беспрецедентную сумму - 172 млрд рублей. Только авиакомпании, практически вытесненные с рынка международных перелетов и заодно решавшие проблемы с перерегистрацией иностранных бортов, получили от государства 100 млрд рублей. Такая сумма была выделена им на возмещение операционных расходов. О пролонгации субсидий в текущем году представитель Росавиации не заявил.
А в 2023 году, опасаются авиаторы, размер госпомощи может сократиться до 25 млрд рублей.
"В этом году субсидия будет уменьшена пропорционально количеству самолетов, выкупленных у иностранных лизингодателей. Кроме того ранее планировалось продлить программу субсидирования внутренних рейсов (действовала с ноября 2022 года по март 2023) и увеличить субсидии, выделяемые на программу (на данный момент они составляют 25 млрд руб.)", - уточняет аналитик Sberbank CIB Георгий Иванин.
Президент Фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов считает, что сокращение субсидий в 2023 году как раз и "угробит воздушный транспорт страны".
"Прежде чем принять такое решение - сократить субсидии - государственные органы должны очень тщательно продумать, чтобы этим шагом не угробить воздушный транспорт страны. Вот о чем речь идет. Субсидии очень серьезно поддержали авиакомпании, аэропорты и в целом систему гражданской авиации в 2022 году. Ничего пока резко не изменилось в пользу авиации, чтобы принимать решения, финансово ухудшающие состояние наших авиационных предприятий. Авиация за 100 лет существования никогда не попадала в такую сложнейшую ситуацию. Нас лишили крыльев, Запад отвернулся от нас, комплектующие не поставляют. За 30 лет наши министры угробили наше национальное самолетостроение в угоду Boeing и Airbus. Сократить субсидии - это значит, что 100-летий юбилей ознаменуется разрушением остатков гражданской авиации", - прокомментировал Олег Смирнов.
По его мнению, с помощью субсидий авиакомпаниям удалось в том числе и сохранить персонал. "Вот что главное. Пилота, инженера, диспетчера так просто не подготовишь. Пять лет надо тренировать, вкладывать огромные деньги. И если разогнать людей, ой, как тяжело это отразится", - добавляет Смирнов.
Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун предлагает дождаться постановления правительства о выделении субсидий, но уверен, что без помощи авиаторы не останутся.
"Правительство знает проблемы отрасли. И министр транспорта хорошо владеет ситуацией с субсидиями. Не сомневаюсь, что позиция правительства будет учтена с потребностью авиакомпаний", - уверен Владимир Тасун. По его оценке, объем субсидий на 2023 год сокращать нецелесообразно.
"Суммы нужно оставить хотя бы на уровне 2022 года, потому что 2023 год будет ничем не лучше, учитывая ограничения по полетам за рубеж и необходимость решить проблемы с двойной регистрацией воздушных судов иностранного производства. Ранее премьер-министр Михаил Мишустин на полях Транспортной недели отметил, что надо поддержать отрасль и в 2023 году", - резюмировал глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта.
В 2022 году пассажиропоток российских авиакомпаний составил 95,1 млн человек (из них 40,7 млн перевезла Группа "Аэрофлот"). До заветного показателя в 100 млн перевезенных граждан не хватило 5%. А без государственных миллиардов, подсчитали в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, объем пассажиров сократился бы до уровня 2012 года (до 74 млн человек). Ранее глава Росавиации Нерадько также заявлял, что эти меры поддержки позволили избежать роста стоимости билетов в летний период 2022 года.
В 2023 году планка по пассажиропотоку установлена выше уровня 2022 года - 101 млн пассажиров. И маловероятно, что и этот план достижим. А вот летать внутри страны точно станет заметно дороже.
"Новый плановый показатель пассажиропотока на 2023 год соответствует предусмотренному в отраслевой стратегии развития (101,2 млн) и предполагает рост на 6,4% г/г в этом году. Мы прогнозируем пассажиропоток в этом году на уровне лишь 97,7 млн человек, что предполагает рост лишь на 2,7% г/г. Мы полагаем, что сокращение субсидий может привести к повышению цен на билеты на внутренние рейсы, что ограничит рост спроса. Кроме того, некоторые аэропорты на юге России по-прежнему закрыты, а аэропорт в Сочи перегружен", - прогнозируют аналитики Sberbank CIB.
Генеральный директор Ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации Виктор Горбачев прогнозирует, что рост цен авиабилетов по России в текущем году может составить 10-15%. С учетом туристического сезона и праздников подорожание может оказаться куда более существенным.
На начало 2022 года парк российских авиакомпаний совокупно насчитывал около 1270 самолетов. Из них почти 70% - это Boeing и Airbus. К концу 2022 года по разным причинам в доступе у авиаторов осталось примерно 800 воздушных судов. Заметнее всего сократился среднемагистральный флот (с 530 до 485 самолетов), дальнемагистральных самолетов осталось 102 (123 на начало 2022 года). За год только 180 иностранных самолетов, которые эксплуатируются российскими авиакомпаниями, были очищены от бермудской регистрации. Нерадько считает, что технического ресурса Boeing и Airbus, летающим по России, хватит до 2030 года.