Ирина Мишина
Обучение издавна считалось главной ступенью социального лифта. Именно поэтому родители стремятся вкладывать в образование детей силы и все доступные средства. Подготовка к поступлению начинается уже в старших классах. Нет практически ни одной семьи, которая не прибегала бы к помощи репетиторов или подготовительных занятий. Для справки: на сервисе Profi.ru стоимость часа занятий с репетитором по подготовке к ЕГЭ колеблется от 1500 до 5 000 рублей. Стоимость полугода очных подготовительных курсов в СУНЦ МГУ для старшеклассников, например, по математике, составляет около 30 тысяч рублей.
Одновременно в минувшем году сразу на ряд специальностей вырос проходной балл. В МГУ рост проходных баллов затронул сразу 18 направлений— к примеру, геологию (с 201 до 251), прикладную математику и физику (с 231 до 275), механику (с 270 до 312). В ВШЭ проходной балл вырос сразу по 13 программам : балл повысился на городском планировании (на 6%), юриспруденции (на 4%), управлении бизнесом (на 3%). В престижном МФТИ проходной балл не снизился: из 1006 зачисленных на первых курс бакалавриата и специалитета каждый второй поступил по льготе за победу на олимпиадах, а из тех, кто поступал по конкурсу ЕГЭ, — каждый третий стобалльник.
Вскоре к «льготникам», получившим приоритет за счет знаний, добавятся «льготники», зачисленные за счет заслуг родителей. В отличие от инвалидов и детей-сирот, которые зачисляются на бюджет без экзаменов в рамках общего набора, для связанных со спецоперацией на Украине и их детей предусмотрена отдельная квота. Право на прием в пределах этой квоты получают: дети участников специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. Речь идет о детях военнослужащих, добровольцев и сотрудников госорганов, в которых законом предусмотрена военная служба, принимавших участие в боевых действиях. Уточняется также, что герои РФ, кавалеры трех орденов Мужества, а также дети военнослужащих, получивших увечья, ранения или контузии в ходе СВО, будут приниматься на обучение в вузе в рамках квоты без проведения вступительных экзаменов. Остальные дети участников спецоперации будут поступать в университеты, сдавая ЕГЭ или вступительные испытания, которые определит университет самостоятельно. Соответствующий Указ № 268 уже опубликован на сайте Кремля. Он вступил в силу и начнет применяться для вступительной кампании в вузы в этом году. Сообщается, что на 2022/23 гг. для новых «льготников» уже выделено 588 044 бюджетных мест.
В среде специалистов появились вопросы.
"Принимать в вуз детей с меньшими, чем у остальных баллами, грустно. Отцы их могут быть героями и патриотами, но нельзя на чужих конях въезжать в рай, - считает заслуженный учитель России, доктор педагогических наук Евгений Ямбург. – Дети сами должны бороться за свое место в жизни. Одно дело – прием детей из ДНР и ЛНР, где обстрелы, где нет условий для учебы практически нет. Но дети героев, прокуроров, раненых… Вообще, это может быть опасно для родителей: дети привыкнут жить за их счет"
С ним не согласилась профессор Высшей школы экономики Ирина Абанкина: «Родители всегда принимают активное участие в подготовке детей к поступлению в вуз, оплачивают дополнительные занятия. Но если так случилось, что родители воевали и не смогли «вложиться» в образование ребенка? Будет правильно, если детей таких родителей поддержит государство, это будет выглядеть как общественное признание, как компенсация того, что не смогли дать родители».
Вероятно, эти льготы коснутся не всех вузов: к примеру, на сложных факультетах МГУ – таких, как ВМК и физический о льготных местах для детей героев и участников спецоперации пока ничего не слышали. «Не вижу смысла в таком льготном приеме на сложные факультеты, да и вообще… Это может быть учеба до первой сессии. Известно, что в Швейцарии, где можно поступить на бюджет без экзаменов в любой вуз, есть такое правило: если студента отчисляют после первой сессии за неуспеваемость, он пожизненно не имеет права поступать в вуз. Насчет поступивших по льготам за счет заслуг родителей, предполагаю, что для них будут специальные адаптированные программы, потому что поступивший фактически без экзамена и сдавший ЕГЭ на 95-100 баллов или «олимпиадник» – это, как говорится, две большие разницы», - считает доцент физического факультета МГУ, кандидат физико-математических наук, муниципальный депутат Андрей Ларичев.
Возникает и вопрос к качеству специалистов, которых после столь многочисленных льгот начнут выпускать вузы. Эксперты в течение последних лет отмечают снижение уровня знаний специалистов в промышленности, инженерии и сельском хозяйстве – там, где грамотные профи сейчас нужнее всего. «Образовательные программы средних специальных и высших учебных заведений не соответствуют тем специальностям и профессиям, которые нужны на рынке сейчас. В них крен идет на изучение математики и прикладных наук, а компетенции, связанные с тем же машиностроением, очень слабые. Разрыв между реальными нуждами и образованием составляет около 30 лет, — считает председатель комитета по трудовым отношениям и охране труда объединения «Опора России» Дмитрия Третьякова.
«Сейчас у работодателей запрос на высококвалифицированные кадры. А если человек со средними способностями средне учился по адаптированной к его способностям программе, кому такой работник будет нужен? К тому же «льготники» едва ли пойдут учиться на сложные специальности – скорее всего выберут модные и престижные вроде государственного управления, финансов или дизайна. Но у нас и так переизбыток таких специалистов. Народное хозяйство уже не в состоянии переварить такое количество госуправленцев, юристов и экономистов», - заявил «НИ» доцент физического факультета МГУ , кандидат физико-математических наук Андрей Ларичев. По его словам, прогноз будущего «льготников» весьма туманный. Однако, не стоит исключать и личностный фактор: целеустремленный человек, даже если он поступил с невысокими баллами, преодолевая проблемы, в конце концов добьется прогресса. По словам преподавателей вузов, такие случаи особенно часто встречаются среди штурмующих Москву и Петербург приезжих из глубинки.
Вместе с тем исследование проректора НИУ ВШЭ Сергея Рощина о взаимосвязи успеваемости при обучении и трудоустройства показывает, что оценки, даже самые высокие, которые студент получает в вузе, абсолютно никак не сказываются на его успешности на работе. В этом смысле высшее образование вообще можно рассматривать как шанс, который каждый использует по-своему, в зависимости от своего характера, возможностей и везения.