Posted 4 января 2023, 19:28
Published 4 января 2023, 19:28
Modified 5 января 2023, 07:17
Updated 5 января 2023, 07:17
Иван Зубов
В первый день 2023 года «Новые Известия» сообщили странную, совсем не праздничную новость: в эту ночь онлайн-кинотеатр Kion снял из эфира новогодний телеспектакль «Происшествие в стране Мульти-Пульти» с участием Ивана Урганта. Причем, рекламой этого спектакля была увешана буквально вся Москва!
Напомним, что это ремейк музыкальной сказки по одноимённой пьесе Аркадия Хайта и Александра Левенбука на музыку Бориса Савельева и Александра Флярковского, которая вышла на фирме грамзаписи «Мелодия» еще в 1982 году, но так и не была экранизирована.
Нынешний проект KION даже и снят в стилистике времени создания исходного произведения, в котором, к примеру, Клара Румянова озвучила Зайца и Чебурашку, а Георгий Вицин, Евгений Моргунов и Юрий Никулин сыграли Труса, Бывалого и Балбеса…
Судя многочисленным свидетельствам старожилов, которые слушали эту пластинку в своем детстве, качество спектакля было весьма заурядным несмотря на участие таких замечательных актеров. Многие назвали его откровенной халтурой.
Увы, не меньшей халтурой оказался и ремейк, и тоже несмотря на отличный актерский состав. Во всяком случае, Сеть пестрит аргументированно разочарованными и сердитыми откликами. Правда, это не отменяет скандальности ситуации. Приходится признать простой факт: отмена спектакля произошла по причине не творческой, а политической, из-за оппозиционных взглядов его создателей, а потому и хвалебные отзывы на спектакль, следует скорее отнести именно к гражданской позиции, к желанию поддержать оппозиционеров пусть даже и таким странным образом.
Вот, к примеру, как отозвалась на эту телесказку известная российская журналистка и писательница Алла Боссарт:
«Честно говоря, немного поражена. У уважаемых мною, умных людей со вкусом, среди которых профессиональные критики, читаю одинаково восторженные отзывы о новогоднем "детском телеспектакле для детей" (на этом начальном титре юмор и ирония исчерпываются) "Мульти-пульти".
Как бы в стилистике 80-х "Будильников" созвездие лучших российских актеров разыгрывает записанную сорок лет назад детскую пластинку. Думаю, находясь не в лучшей форме, Александр Левенбук и Аркадий Хайт написали и по тем-то временам халтурную историю про мультипликационных персонажей. "Злые" обижают "добрых", но добро в лице Карлсона, Чебурашки, Гены, Зайца и Бременских музыкантов побеждает зло в виде Шапокляк, Волка и разбойников (анимационно инкарнированных, кто помнит, Труса, Балбеса и Бывалого).
Честно говоря, со стыдом и болью смотрела я на любимых актеров: Ксения Раппопорт, Алексей Серебряков, Тимофей Трибунцев, Евгений Цыганов, Виктория Исакова, Александр Петров и другие, а также примкнувший к ним Иван Ургант хлопотали лицами и комиковали почище исполнителей провинциальных водевилей после вчерашнего. Всё, всё было ужасно в этом "детском спектакле для детей". Анимация, декорации, сценарий, игра, музыка, тексты песен. А главное - идея. Какого черта? - хотелось спросить. Я поняла бы и восхитилась обращению к сорокалетней давности пластинке - на новом текстовом хотя бы материале. Ладно, нынешние дети этой халтуры просто не поймут, пожмут плечами и уткнутся в свои телефоны. Но, мне казалось, взрослые-то способны испытать неловкость от бессмысленного кривляния больших артистов. Ан нет. Взрослые в восторге. Те же самые взрослые, которые законным образом готовы выдернуть чеку при виде Петросяна на новогоднем Огоньке. Люди с умом и талантом. Они, шоб я сdохlа, ностальгируют.
Не ругайте меня фетюком и занудой. Я самый благодарный зритель смешного. Я обожаю хорошие капустники. Комедия, буффонада, пародия, балаган, клоунада, - все что угодно. Но чтобы, мать вашу - смешно.
Но это ваше Мульти, пардон, пульти, - издевательство над здравым смыслом. А юмор - любой: детский, взрослый, абсурдный, черный, добрый и злой - это прежде всего здравый смысл. Поэтому дети так любят Хармса. И не любят розовых соплей. Это очень хорошо понимал Эдуард Успенский, придумавший Чебурашку и Шапокляк, это очень хорошо понимала Астрид Линдгрен, придумавшая Карлсона, да и Аркадий Хайт, автор "Ну, погоди!" понимал это прекрасно.
Кстати, очень глупо было со стороны цензурных органов снять показ этого нафталина с платформы КИОН по той причине, что в нем участвовал "иноагент" Ургант*. Ну так его прекрасно посмотрели на ютюбе.
И, как говорится, хрен ли толку?
Писатель Сергей Уткин тоже пришел в недоумение, зачем повторять чужие старые ошибки?
«Сама по себе идея экранизации старого аудиоспектакля для меня является странной. Сорок лет прошло. Пластинку помнят только те, кому сорок лет назад было от шести до двенадцати лет. Вряд ли пластинка вызовет интерес у современных детей. Допустим, у кого-то сказка вызывает ностальгические воспоминания. Это я понимаю, у самого множество старых фильмов, мультиков и пластинок в коллекции. И это объясняет решение постановщиков снять спектакль в формате популярной телепередачи «Будильник». Вся постановка сделана в ретро-стиле: кадр квадратный, как у старых телевизоров, знакомая с детства заставка… Никакой компьютерной графики, технически всё снято максимально достоверно. Как было сорок лет назад. Но зачем? У некоторых взрослых спектакль вызовет лёгкую ностальгию (я не из их числа), детям станет скучно минут через пять. Я могу понять, когда из запасников Гостелерадиофонда или из личных архивов выкладываются в Интернет старые записи ленинградской программы «Сказка за сказкой» или тог же «Будильника». Это возможность заглянуть в прошлое, вспомнить давно ушедших артистов. Но когда смотришь на Урганта*, Гудкова, Варнаву в декорациях и костюмах a-la Made In USSR, становится как-то неловко. Как вам такие Чебурашка и Заяц?
Не знаю, вернут ли спектакль в фильмотеку KION. Кому надо, тот уже скачал видео из торрентов. Я лично смотрел сугубо из спортивного интереса, до конца не досмотрел. Лучше уж старую пластинку послушать.
А ещё лучше — в который раз пересмотреть «Ну, погоди!», «Бременских музыкантов», «Малыша и Карлсона»…»
А вот еще несколько разгромных откликов:
- Дети это точно смотреть не будут, а зачем это старшему поколению, тоже ума не приложу: довольно безвкусное зрелище. Все эти тщетные попытки эксплуатировать ностальгические чувства уже вызывают тошнотворный эффект и смахивают на некрофилию. Нет, конечно, существует целая успешная индустрия каверов и ремейков, но какие из них становятся хитами (или хотя бы популярными)? Только созданные с использованием оригинальных, свежих идей. Ну серьезно, для приготовления блю чиз нужны умения, подготовка, талант, недостаточно просто забыть огрызок голландского в шифоньере и, достав через 50 лет, выдать его за новое о старом (или новое о главном), все, что получится - тухлое о тухлом.
- Очень похоже на новогодние сказки, которые разыгрывали в советское время на новогодние каникулы в Лужниках и в прочих подобных местах. Сидишь такая с сестрой младшей, думаешь, скорей бы кончилось, за подарками очередь отстоять и домой. А что делать, такая обязанность, ходить на эти представления в каникулы. Мама билеты купила. Здесь разница, что артисты узнаваемые.
- Дичайшая халтура, несовместимая с уровнем задействованных актеров. Впечатление, что они разом оглохли, и ослепли, и разум потеряли. Иначе, нечем объяснить их участие в этом "протухшем компоте". Может, деньги небывалые?..