Posted 20 декабря 2022, 09:39
Published 20 декабря 2022, 09:39
Modified 23 декабря 2022, 13:56
Updated 23 декабря 2022, 13:56
Иван Зубов
Социальные психологи давно отмечают крайне удивительный феномен, очень часто проявляющийся в различных общественных группах, в том числе, и в населении целых стран – поддержка разного рода мер по борьбе с внешней угрозой, которые со всей очевидностью ведут не столько к победе над врагом, сколько к саморазрушению своих сообществ. В самом деле, на чем основана эта «ненависть к чужим», которая часто сильнее «любви к своим».
Российский аналитик Сергей Карелов сообщает об открытии, сделанном американскими учеными в этой области:
«Пусть у меня корова сдохнет — лишь бы у соседа не было двух!
Экспериментальное подтверждение, что «ненависть к чужим» сильнее в нас «любви к своим».
В процессе эволюции «прошивка мозга» Homo sapiens претерпела ряд качественных изменений, сделавших нас кардинально отличными от животных. В результате этого бывшие животные превратились в совершенно иных существ, чья природа сочетает в себе взрывоопасный коктейль противоречивых качеств ангелов и демонов.
О коктейле добра и зла в нашей «прошивке» я уже писал. Так что теперь расскажу о другом адско-райском коктейле.
Новая научная работа «Люди предпочитают наносить вред своей собственной группе, лишь бы не помогать противостоящей группе» экспериментально подтверждает наличие в нас еще одного адско-райского коктейля из «ненависти к чужим» и «любви к своим».
Этот коктейль работает в нас при принятии решений, касающихся антагонистических социальных групп: своих (наших) и чужих (не наших).
Авторы новой работы Рэйчел Гершон и Ариэль Фридман, проанализировав результаты шести независимых исследований психологии принятия решений, показали, что «внегрупповая ненависть» в нас определенно сильнее «внутригрупповой любви».
Эта работа - недвусмысленное свидетельство того, что люди настолько не склонны демонстрировать поддержку антагонистической группе «не наших», что готовы заплатить за это, причиняя бОльший вред своей собственной группе «наших».
Важно понимать, что данный коктейль оказывает решающее влияние на поддержку социо-демографическими группами «своих и чужих» абсолютно по любым вопросам (политическим, социальным, военным).
Из чего следует вот что:
Есть над чем призадуматься.»
Читатели активно комментируют эту крайне актуальную сегодня для России тему. Так, Игорь Соловьев объясняет парадоксальное групповое поведение различного рода манипуляциями:
«Примеры нерационального поведения людей и в жизни встречаются довольно часто и демонстрируются в различных экспериментах. Часто люди просто не понимают, что их поведение не рационально, а иногда понимают, и сознательно ведут себя нерационально. В случае группового нерационального поведения по уничтожению чужих, похоже работают базовые инстинкты, выработанные в результате естественного отбора, в том числе инстинкт самосохранения. Как только люди по какой-либо причине начинают, считать, что от чужих исходит угроза, то они пытаются уничтожить чужих как источник угрозы, и часто готовы безусловно биться за своих даже за счет рисков лично для себя, так как естественный отбор показал, что с точки зрения выживания биться за выживание всей группы с чужими более перспективно, чем если каждый будет биться за свое выживание.
У Сапольски есть хорошее короткое видео про своих и чужих. Особенности восприятия людьми своих и чужих, похоже даже в современном мире образованных и грамотных людей, дают довольно легкую возможность манипуляторам и провокаторам натравливать людей друг на друга и заниматься взаимоуничтожением. Причем, даже несмотря на то, что и интуитивно понятно и уже давно доказано в рамках теории игр, что дружить, сотрудничать и договариваться это более выгодно и более рационально чем активно конфликтовать. В результате конфликтов конфликтующие стороны несут потери и самим участникам конфликта обычно дешевле договориться. Все что нужно манипуляторам это, похоже, как можно сильнее напугать людей за счет какого-то реального действия или провокации, либо даже только за счет информационного воздействия. И конечно не забыть при этом либо централизованно навесить на чужих явные ярлыки, либо дать простые и понятные правила как можно распознать чужого, например по цвету кожи или языку, либо уполномочить каких-то активистов на местах навешивать ярлыки на тех, на кого они сами посчитают нужным.
Дополнительные риски нерационального поведения еще похоже создают многочисленные когнитивные искажения, которым подвержены все люди. И эти искажения, часто облегчают манипулирование людьми. Похоже довольно хороший и типичный пример индивидуального нерационального поведения демонстрирует тюремный эксперимент и его модификации...»
Аналитик Владимир Медведев предупреждает о том, что слишком строгий контроль за общественным поведениям чреват фашизацией:
«В глубинах коллективной человеческой психики немало таких разрушительных и саморазрушительных аффектов и поведенческих паттернов. Поэтому нам и нужен властвующий контроль... Но главное тут - не допускать, чтобы этот контроль превратился в игру на таких деструктивных импульсах массы. В политике, кстати, это называется фашизмом... Исторический опыт показывает, что управление массой по фашистской модели - через сплочения перед образом врага («мы вместе и нам не страшно») - всегда саморазрушительно и заканчивается социальным катаклизмом. Но искушение властвующих элит тут слишком велико: массой, введённой в состояние фашистского самоистязания, так легко управлять! И вишенкой на торте: при этом так легко списывать на Врага все свои управленческие промахи...»
А вот аналитик Сергей Вирясов считает, что чем больше группа, тем меньше шансов на ее самоуничтожение:
«Не совсем так, точнее - совсем не так. Ксенофобия - это один из «базовых», «животных» инстинктов, который невозможно целиком победить в каждом отдельно взятом человеке. Но если действует группа - здесь уже речь идёт об ином уровне. Группа так или иначе осмысливает свои действия, находя что-то общее, а значит - рациональное. Чем больше группа - тем больше требуется рациональности. Так что привести к самоуничтожению инстинкт может только маленькую группу, и то - в редких случаях…»