Иван Зубов
Западные аналитики и российские оппозиционеры в последние годы очень часто задаются вопросом: в чем секрет современной российской пропаганды? Почему при всех, казалось бы, очевидных слабостях, она настолько эффективна, что власти страны не испытывают практически никаких проблем с поддержкой своей политики подавляющим большинством населения – теми самыми сакраментальными 87%? Сетевой аналитик Семен Коган поставил этот вопрос перед своими читателями в историческом и международном контексте:
«Задумывались ли вы над тем, что при Брежневе советская пропаганда, ориентированная на страны Запада, вызывала там только смех.
Никому в 1980-е и не пришло бы в голову глушить Гостелерадио на английском языке или Владимира Познера из Главной редакции радиовещания на США и Англию, как сейчас давят RT, потому что влияние Гостелерадио или Познера было нулевым.
И особенно - в США
А сейчас об успешном подрывном влиянии России и ее СМИ на внутренние политические процессы Америки и Западной Европы говорят на каждом шагу!
То, что Путинская пропаганда в тысячу раз успешнее Брежневской работает внутри страны, еще можно попытаться объяснить процессами, которые произошли в российском общественном сознании после Перестройки.
Но чём объяснить её успех среди западной публики?»
Среди множества откликов выделим ответ Владимира Гумовски, который своим успехом российская пропаганда обязана не своей силе, а слабости западной:
«Я бы скорее обратил внимание на другое.
Это не российская пропаганда сама по себе какая-то супер эффективная - она-то как раз примитивнейшая, и с фактами в руках опровергается на раз. Ее эффективность покоится на трех китах:
Эти пункты где-то пересекаются, где-то порождают производные факторы, но именно их, пожалуй, я бы выделил как основные.
P.S.
А еще я бы к этому добавил немаловажные соображения выгоды западного истеблишмента от сложившегося положения дел и отсутствие какого-либо противодействия условному РТ на протяжении долгих лет.»
Аналитик Клим Туев, напротив, считает эффективность отечественной пропаганды вполне закономерной, и вот почему:
«Есть подозрение, что современная российская пропаганда до недавнего времени относительно свободно формировалась в конкурентной среде, имела обратную связь с обществом, реагировала на социальные запросы, апроприировала удачные идеи и т.п. Именно это обеспечило возможность создавать универсальные композиции: типа белый, интернациональный традиционный прогрессивный катехон (от греч. ὁ κατέχων — «удерживающий» — богословское и политологическое понятие, исторический субъект, как правило, то или иное государство, имеющий миссию препятствовать окончательному торжеству зла в истории и приходу Антихриста, прим.ред) и прочая. Чего только не придумаешь в процессе поиска национальной идеи.
Советская пропаганда формировалась тупо сверху и всегда была ограничена рамками идеологических лекал…»
Однако самый обоснованный ответ дал сетевой аналитик Константин Ким, сравнив современную, постмодернистскую по своей сути российскую пропаганду с советской модернистской:
«Потому что советская пропаганда, как и весь советский проект, была продуктом Модерна: центричность-иерархичность структуры, логика с диалектикой, наследие отцов-основателей - всё это накладывало жёсткие ограничения. Советский агитпроп в силу их обязан был быть:
Но российский режим - это такое же, как и современные западные режимы, порождение постмодернизма. А в постмодерне иерархии информации нет, логика объявлена конъюнктурным социальным конструктом, а от химеры, именуемой совестью, избавление произошло успешно. А это значит, что можно:
Ничто не истинно, всё дозволено.
И на той стороне понимают, что это может быть очень эффективно. Поскольку и они совсем не в том положении, что на пике своей формы в годы краха СССР…»