Иван Зубов
Как уже сообщили «Новые Известия», президент Путин поручил популяризировать героев российской истории и фольклора, отвечающих «традиционным ценностям», предложив использовать изображения таких героев в «изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товарах народного потребления», следует из перечня поручений по итогам встречи с историками и представителями традиционных религий России. Правительство должно принять соответствующие меры до 15 мая 2023 года. Ответственным за выполнение этого поручения назначен премьер-министр Михаил Мишустин.
Это новость вызвала ожидаемую бурную реакцию в социальных сетях. Причем, в большинстве случаев – саркастичную. В качестве одного из главных аргументов выдвигался тезис о том, что вообще-то никакой русской культуры в строгом смысле этого слова, не существует, поскольку до сих пор не создано русской нации. Ведь не секрет, что нации формируются в национальных государствах, а Россия таковым никогда не была – она всегда была только империей. Все же ссылки на существование некой «великой русской культуры», и в первую очередь – литературы – бессмысленны, поскольку ее образцы создавались крайне узким слоем европейски образованных и ориентированных людей, и по европейским же лекалам. Что же тут специфически русского?
Политолог Михаил Виноградов собрал и опубликовал в своем блоге имена главных героев русского фольклора. Это весьма показательный со всех точек зрения список:
* Без учета Алконоста (птица с головой и руками), Фиксиков и Цыпленка Жареного
Обозреватель «Коммерсанта» Дмитрий Дризе считает, что несмотря на то, что с фольклором в России все в порядке, он проигрывает иностранному в «одну калитку»:
«Чего-чего, а уж монстров у нас всегда хватало — Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч… Да и в современности нечто подобное отыщется при желании. Кроме того, получить заказ на изготовление трикотажных изделий с соответствующими изображениями для детских садов, воспитательных уголков и обучающих центров — заветная мечта любого подрядчика. К слову, фильмы и мультипликация у нас также имеются.
Вопрос в другом: почему все это проигрывает Disney, Голливуду и прочим иностранным корпорациям? Как получилось, что американский Бэтмен так легко справился с нашим Кощеем?
Сложно на это однозначно ответить. В связи с этим кажется, что выполнить распоряжение главы государства не так уж просто, как это может показаться на первый взгляд…»
Публицист Владимир Козырьков тоже очень беспокоится за судьбы русского фольклора перед лицом американского:
«А чем Иван-Царевич не угодил? Годзилла больше нравится с черепашками Ниндзя? Чего так испугались Царевны-лягушки? После 30 с лишним лет втюхивания американской массовой культуры пора бы уже вспомнить, что есть ещё богатая русская культура и культура населяющих Россию народов. И не надо тут ерничать насчёт "скреп". Не в них дело, а в культуре. Ее нужно возрождать и развивать дальше. В этом смысл современного исторического поворота.
Если все каналы ТВ вживляют американскую культуру, то русской культуры зрители просто не знают. Включите любой канал, и вы увидите, что это так. У нас даже новости подают в американской стилистике, а не в русской. Почему-то во Франции, Италии, Японии и др. странах этого нет, а у нас есть. Почему?
Как же не возрождать русскую культуру, если у нас даже русский язык наполовину уже выбит англицизмами? Она еще не умерла, но все идёт к тому, если вовремя не остановиться. Так, как это сделали французы в свое время, когда на них хлынула американская культура. Они отстояли свою как раз решением государства и очень категоричным. Так что Бэтмана надо вытеснять Ильёй Муромцем и Алёшей Поповичем. Такие попытки были, и очень успешные.
Молодые люди в Росссии уже более 30 лет воспитываются на американской культуре. Литература и кино усвоили эстетику американского массового искусства. Зайдите в любой книжный и кинотеатр - и все увидите. Нормальных художественных фильмов снимаются единицы. Сначала людей воспитали на поглощении американских боевиков, лишили ресурсов театры, позакрывали библиотеки, кинотеатры и ДК, а потом говорят, что людям не интересна русская культура. Народ просто лишили возможности осваивать русскую культуру, а интеллигенция большей частью переметнулась на каноны американской культуры, которые в свое время отвергли во Франции, Италии и других развитых странах. А мы подсели на нее благодаря таким, кто спокойно на все это смотрят и одобряют говоря, что народ требует. Прямо как в советские времена: по просьбам трудящихся…»
Писатель и публицист Дмитрий Петров (признан иностранным агентом в РФ) вполне правдоподобно нарисовал картину того, как на самом деле будет выглядеть исполнение поручений Путина:
«Речь здесь идет не о преподавании истории в школах и вузах (как бывало в иных постановлениях советских времен), а о прикладном употреблении этой дисциплины, плюс - о таком же использовании фолькористики. Перед историками и фольклористами поставлены ясные задачи: продвигать выдуманные в недрах пропагандистской машины РФ т.н. "традиционные ценности" (это такая замена "скреп").
В ноябре они объявлены народу особым указом (Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей) и работа по их всемерному внедрению в массы идёт.
Тем же указом официально утверждено, что всё прочее "человечество впало в духовный кризис и прямым ходом движется к утрате моральных принципов и духовно-нравственных ориентиров".
Так что слушайте, господа, и не говорите, что не слышали: и с т о р и к и берут Пересвета, Александра Невского, Дмитрия Донского, Потемкина, Суворова, Кутузова, Островского (Николая), "героев Магнитки и Кузнецстроя" и вообще всех, воплотивших в делах "служение Отечеству" и "приоритет духовного над материальным", и внедряют. В книгах, лекциях и т.п.
Ф о л к л о р и с т ы - соответственно - берут Сестрицу Аленушку и братца Иванушку, Иванушку-дурачка, Ивана-Царевича, Царевну-Лягушку, князя Гвидона, Бабу Ягу, Дядьку Черномора, Машу и медведей, и всех, кто в народных сказках являет своим поведением "гуманизм", "коллективизм", "взаимопомощь" и "единство народов России", и, стало быть, продвигают их. И никаких Кощеев! Ничего более абсурдного в этой области я не встречал давно - со времен тех самых скреп. Но, очевидно, мастерами распила добыт бюджет и на это дело. Осталось только, как медведь в известной сказке сесть на пенек - съесть пирожок…»
Надо сказать, что эта точка зрения нашла наибольшее число поклонников. Вот только несколько реплик:
- Бедная молодежь... Какое счастье, что мой подростковый возраст пришелся на конец 90-х!
- Здоровый цинизм - это единственный способ сохранить психическое здоровье, живя в России.
- Культура это то, чем люди реально живут, а не то, что дяди в кабинетах решают. Если Иван-Царевич никому не интересен, а Бэтмен интересен, то хоть в лепешку расшибись. И русскую культуру возрождать не нужно, она не умерла…
О том, как будет выглядеть на практике насильное внедрение русского фольклора, продемонстрировала на собственном примере публицист Татьяна Мей:
«Бедняге Мишустину приказано популяризировать героев российского фольклора, отвечающих традиционным ценностям.
Не знаю, как он там справится и сколько выпьет. Но я мгновенно вспомнила, как Митька классе в третьем, что ли, писал дома сочинение на тему «Русские богатыри как выражение национального представления о героях».
Тема упала на наши беззаботные дотоле головы богатырской булавой.
Я достала сборник былин и открыла интернет. Добытые сведения оказались чрезвычайно конфузны. Богатыри как на подбор были какие-то жлобские, хамоватые и умом не поражали. Писать в таком ключе возможным не представлялось. Но сын блистательно вышел из положения, надавив на художественность текста.
Писал он часа три, покрывая мокрыми косточками от слив свободную поверхность стола, а убористыми каракулями - пять страниц тетради. Все ходили на цыпочках.
Наконец автор уснул, свернувшись бубликом под одеялом, а я устроилась в кресле, упиваясь душераздирающими строками. Древнерусская история заиграла разноцветными красками.
«Илья Муромец самый старый и мудрый боготырь. В многочисленных мифических и не мифических сражениях судьба не оставила его без ран. На костях найдены многочисленные переломы ребер, сломанных костей и прочих травм.
Он восседает на величественном коне черного цвета. У него три копыта черные, а один, задний правый в конце белый. У коня длинная грива и золотая сбруя. Он плотного телостроения.
По левую руку от Ильи восседает на коне Добрыня Никитич. Его кольчуга и щит не так тяжелы, как у Ильи Муромца, но не уступают полезностью. Под ним белый скакун.
Самый известный бой Добрыни - это бой с вероломной змеей, которая после обещания не таскать русских людей в логово все-таки поддалась искушению и по глупости своей утащила не какую-нибудь деревенщину, а племянницу князя славного Киев-града молоду Забаву дочь потятичну.
<...>
Змея не хотела отдавать племянницу, и Добрыня отрезал ей голову, Забаву забрал и поскакал в бело поле, закончив былину».
Кто-нибудь, передайте Мишустину, что очень помогают сливы!»