Александр Сычев
Воодушевленные успехом американские военные допустили даже возможность начала производства ракет уже в 2024 финансовом году на заводах компании Lockheed Martin Missiles and Fire Control.
Испытание проходило на морском полигоне Пойнт-Мугу у побережья Южной Калифорнии. В день запуска многие владельцы морских транспортных средств, находившиеся у берегов Калифорнии, наблюдали, как бомбардировщик B-52H направился в сторону Тихого океана на полигон. Его сопровождали различные специализированные самолеты, включая исследовательскую лабораторию Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) WB-57F.
США занимаются разработкой гиперзвукового оружия с конца 1980-х годов. За прошедшие годы работы велись по целому ряду проектов, часть закрыли из-за неудач. К настоящему моменту ведется программа Гиперзвукового оружия большой дальности наземного базирования (LRHW), которую поддерживают сухопутные войска. Военно-морские силы занимаются тем, что пытаются приспособить эту же ракету с твердотопливным разгонным блоком к запуску с подводных лодок.
Работы заметно ускорились после того, как в марте 2018 года Россия объявил об успешном испытании гиперзвукового планера «Авангард». Американцы напряглись, и теперь на подходе сразу несколько вариантов гиперзвукового оружия. Прототип сухопутного варианта LRHW ожидается в будущем году, морской – в 2025-м. Ими планируют оснастить подводные лодки класса Ohio и Virginia Block V.
Активные работы над ракетой воздушного базирования ARRW конструкторы Lockheed Martin вели последние пять лет. Работы шли практически в режиме аврала. Неудачи буквально преследовали. Три неудачных, один за другим, запуска даже заставили большие чины в Пентагоне задуматься о целесообразности огромных инвестиций в гиперзвуковое оружие.
Да и сегодня скепсис сохраняется. «Мы еще не решили, что мы будем делать после завершения испытаний, — сказал, в частности, Эндрю Хантер, помощник министра ВВС по вопросам закупок, технологий и логистики. - Мы рассматриваем во взаимодействии весь комплекс вооружений и боеприпасов, необходимых для решения приоритетных задач. Очевидно, что не стоит покупать то, что не работает. Но даже если оно работает, оно должно сделать правильный вклад в общий комплекс вооружений».
Первоначально служба планировала закупить первые 12 AGM-183A в прошлом финансовом году, но Конгресс сократил финансирование программы из-за неудач во время испытаний. В нынешнем финансовом году ВВС использовали средства, запрошенные на приобретение первой ракеты, для продолжения конструкторских и исследовательских работ.
Особенность нынешних испытаний заключается в том, что запущена была полностью работоспособная версия ракеты, даже оснащенная боевой частью. По данным, распространенным пресс-службой ВВС, ракета благополучно отделилась от бомбардировщика В-52Н (раньше с этим были проблемы), разгонный блок достиг необходимой скорости, после чего отделился носовой защитный конус и гиперзвуковой снаряд отправился в самостоятельный полет по траектории, проходившей в пределах атмосферы Земли. Он достиг гиперзвуковой скорости, которая начинается после 5 Махов, примерно 6 тыс. километров в час.
Смогли ли американцы добиться скорости в 17 Махов, о которой говорили в ходе конструкторских работ, не сообщается. Снаряд выдержал траекторию полета и взорвался на полигоне. Совершал ли он маневры во время полета или двигался по заданной траектории, не известно. Не рассказали представители ВВС и о том, поддерживалась ли со снарядом связь. В предыдущих экспериментах стабильной связи добиться не удавалось.
Информация о характере боеголовки также весьма ограниченная. Судя по прошлым сообщениям о ходе разработок, речь шла об усовершенствованном фугасно-осколочном заряде, который должен был содержать увеличенное количество поражающих элементов, чтобы накрывать значительные пространства.
Но совершенно очевидно, то что определенный прогресс достигнут, и командование ВВС надеется стать первым обладателем грозного оружия и получить его уже будущей осенью. В военно-воздушных силах уже занимаются подготовкой самолетов и пилотов. На прошлой неделе, в частности, летчики утвердили процедуры, которые необходимо выполнять при погрузке гиперзвуковых ракет AGM-183A на стратегические бомбардировщики B-52H.