Posted 27 мая 2021, 06:30
Published 27 мая 2021, 06:30
Modified 7 марта, 13:28
Updated 7 марта, 13:28
Виктор Кузовков
В 2022 году в России должны начаться испытания новейшей гиперзвуковой ракеты воздушного базирования. У неё еще нет официального названия, но опытно-конструкторские работы проходят под шифром «Острота». Именно так и называют эту разработку в СМИ, хотя известно о ней, будем откровенны, пока не очень много. Тем не менее, анализ имеющейся в открытом доступе информации позволяет нам получить некое понимание того, что же уже в скором времени должно поступить на вооружение наших ВКС.
Прежде всего, отметим, что это уже не первое «изделие» в линейке гиперзвукового оружия, разработанного и принятого на вооружение в России. И если началось все с гиперзвуковой ракеты «Кинжал», которая, строго говоря, не относится к классическим гиперзвуковым ракетам, а является наиболее продвинутой версией давно известных аэробаллистических ракет, то следующие разработки российского ВПК показали, что реальный гиперзвук ему вполне по силам. И прежде всего, конечно, речь о гиперзвуковой противокорабельной ракете «Циркон», активные испытания которой проходят именно сейчас. Ракета морского базирования, по имеющейся информации, уже показала выдающиеся показатели по скорости, разгоняясь на некоторых участках быстрее восьми скоростей звука (чисел Маха), используя при этом прямоточный воздушно-реактивный двигатель.
Дальность «Циркона», по имеющейся информации, составляет порядка полутора тысяч километров. Рассчитана она для старта с морских носителей и сможет поражать как морские, так и стационарные береговые цели. Потенциал такого средства поражения настолько велик, что было бы странно, если бы российские ученые и конструкторы не попытались создать аналогичную ракету воздушного базирования. И она, вроде как, активно разрабатывается – на роль мощной дальнобойной гиперзвуковой ракеты большой дальности претендует еще одна разработка наших оружейников, гиперзвуковая ракета «Гремлин».
Однако для специалистов очевидно, что при всей важности дальнобойных гиперзвуковых средств поражения, они не могут закрыть весь спектр необходимых российской армии гиперзвуковых ракет. Современные боевые действия предполагают не только уничтожение заранее разведанных, мощных и очень важных целей противника, но и оперативное реагирование на новые угрозы, информация о которых получена буквально сию секунду. Например, это может быть внезапно включившийся радиолокационный комплекс, угрожающий нашей боевой авиации, или полученная с беспилотника или от разведчиков информация о выходе на рубеж боевого развертывания оперативно-тактического ракетного комплекса, на поражение которого есть буквально одна-две минуты.
То есть, речь идет об оружии, применимом непосредственно в бою, в обстановке практически моментального принятия решений, обусловленных не стратегической, а оперативной необходимостью. И в таком случае использование таких мощных и дорогих комплексов, как «Кинжал» или «Гремлин» может быть просто не оправдано по цене, да и время их реакции (с учетом времени, необходимого на подъем самолетов-носителей и т.д.) вряд ли будет удовлетворительным.
То есть, ниша относительно легкого и недорого гиперзвукового средства поражения на данный момент свободна. И оно, с учетом всех факторов, очень востребовано. И, похоже, именно таким средством поражения станет «Острота» - более легкая, компактная гиперзвуковая ракета, которую способен нести основной наш, на сегодняшний день, фронтовой бомбардировщик Су-34.
Пока об этом изделии известно не так много. Да, это классический гиперзвук – для ракеты в Тураевском машиностроительном КБ «Союз» разработан прямоточный воздушно-реактивный двигатель, известный как «изделие 71». А это уже предполагает полет в воздушном пространстве, с преодолением сопротивления воздуха, в облаке высокотемпературной плазмы. Предполагаемая скорость ракеты составит не менее 6 Махов, а это, чтобы было немного понятнее, порядка двух километров в секунду. Перехватить такую ракету современными средствами ПВО практически невозможно, а с учетом того, что она может маневрировать в полете, то это невозможно и чисто теоретически. То есть, это как минимум заставит потенциального противника потратить громадные деньги на разработку новых средств ПВО и последующее масштабное перевооружение.
Помимо упомянутого выше фронтового бомбардировщика Су-34, носителем «Остроты» станет сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3. Эта машина, относящаяся к классу стратегических ракетоносцев, в состоянии нести практически весь спектр современного авиационного ракетного вооружения, в том числе наверняка в его арсенале окажутся и гиперзвуковые ракеты большой дальности «Гремлин». Но в ситуации возможного прорыва вражеской ПВО наиболее востребованными могут оказаться именно ракеты типа «Остроты», способные мгновенно реагировать на облучение вражеским радаром и создавать ему проблемы, несовместимые с дальнейшим выполнением своей основной задачи.
Итак, мы можем предположить, что именно антирадарная направленность новой ракеты должна оказаться основной. Но вообще, это будет в первую очередь зависеть от систем самонаведения, которые удастся интегрировать в новое изделие. Комбинированные системы наведения, использующие внешнее целеуказание и системы самонаведения, сделают доступными для «Остроты» самый широкий спектр целей, от упомянутых радарных комплексов до стационарных, хорошо замаскированных узлов связи, командных пунктов и так далее. Разумеется, говорить об этом пока рано, учитывая общую проблему гиперзвуковых систем – непрозрачное для радиоволн облако горячей плазмы, через которое не пробиваются сигналы системы ГЛОНАСС или радиокоманды. Но если предположить, что эту проблему как-то решили на комплексах «Кинжал» и «Циркон», есть все основания думать, что решат её и в данном случае.
Применительно к таким параметрам, как габариты или дальность полета, пока ничего определенного сказать нельзя. Известно лишь, что ракета будет меньше, чем разрабатываемый сейчас «Гремлин», и еще меньше, чем проходящий испытания «Циркон». В то же время, достаточно мощные носители, заявленные в данном случае, предполагают, все-таки, солидные габариты и вес, возможно, около тонны, или даже больше. В таком случае, к сожалению, ракету нельзя будет без разбору интегрировать в арсенал любого боевого самолета, имеющегося на вооружении российских ВКС. Но это, возможно, и не нужно.
В то же время, можно предположить, что дальность применения «Остроты» составит не менее 400-500 километров. Это продиктовано, прежде всего, дальностью действия наиболее дальнобойных современных средств ПВО. Согласитесь, нет большого смысла оснащать Ту-22М3 антирадарным оружием ближнего боя, при условии, что незамеченным к современному ЗРК он вряд ли подберется.
Как долго продлятся испытания, пока сказать невозможно. Хотя очевидно, что имеющийся в России опыт создания гиперзвукового оружия существенно повышает шансы на успешную постановку новой ракеты на вооружение. Но будем реалистами – тема гиперзвукового оружия все еще очень нова, конструкторов ждет еще немало сложностей, головоломок и подводных камней. Поэтому согласимся с тем, что наш оптимизм должен быть весьма осторожен.
Вместе с тем, появление подобного класса ракет и оснащение ими, в первую очередь, «фронтовика» Су-34, который уже в ближайшей перспективе должен полностью заменить в войсках своего предшественника, бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Су-24, наверняка существенно усилит боевой потенциал российских ВКС. Относительно недорогая гиперзвуковая ракета, входящая в арсенал массового фронтового бомбардировщика, наверняка должна стать тяжелой головной болью для любого потенциального противника нашей страны.
А кроме того, радует сам факт успешной работы наших оружейников на самой передовой научно-технического прогресса. Возможно, в компьютерах мы действительно отстали навсегда, но в гиперзвуке, похоже, намного всех опередили