Posted 12 декабря 2022, 08:38

Published 12 декабря 2022, 08:38

Modified 7 марта, 11:51

Updated 7 марта, 11:51

Обойдутся без США: Япония построит будущий истребитель вместе с Британией и Италией

12 декабря 2022, 08:38
Сюжет
Самолет
Токио, наконец-то, нашел партнеров для разработки истребителя шестого поколения. Соглашение по Глобальной боевой авиационной программе (GCAP) подписано с Великобританией и Италией. К 2025 году три страны намерены начать строительство самолетов

Александр Сычев

Заключению соответствующего соглашения предшествовали многолетние переговоры Японии с США. В Токио считают Америку своим ближайшим союзником и покровителем и, естественно, обратились к Вашингтону с просьбой принять в американскую программу создания истребителя шестого поколения.

Японцы полагали, что смогут быть полезными «большому брату» своими технологиями и промышленными мощностями. К тому же, опыт сотрудничества в сфере вооружений уже накоплен. Вашингтон, например, привлек японских специалистов к разработке электромагнитного ускорителя масс, разгоняющего токопроводящий снаряд вдоль двух металлических направляющих, так называемой «рельсовой пушки». На базе американских F-16 японцы построили свой нынешний истребитель F-2.

Однако в Вашингтоне, очевидно, сочли, что рельсотрон, с которым у американцев ничего не получилось, и в котором они почти разуверились, и F-16 не идут ни в какое сравнение с истребителем шестого поколения. Даже с верным союзником делиться такими разработками не следует. Токио так и сказали, мол, дружба дружбой… Мол, придет время, и мы вам с удовольствием продадим будущий истребитель.

Но оставаться чистым покупателем вооружений японцы больше не хотят. В Токио давно уже идет процесс тихой милитаризации, цель которой – налаживанием разработок и производства собственных систем вооружений, повышение военной значимости страны. Одним росчерком пера Япония увеличила оборонный бюджет до двух процентов ВВП, что примерно вдвое больше, чем Токио вкладывал в свои вооруженные силы в прошлом. Раньше в Японии действовал запрет на экспорт оборонной продукции. Теперь эти ограничения значительно ослаблены.

Можно было бы предположить, что в США побаиваются содействовать возрождению японского милитаризма. Но, скорее всего, просто не хотят делиться своими технологическими достижениями с головастыми японцами.

Для американцев главное во всей этой истории не то, как бы не обидеть чувства партнера, а то, что тот остается в безусловном подчинении воле Вашингтона. Свидетельством тому стало одновременная публикация японского заявления о начале сотрудничества с европейцами и совместного заявления министерств обороны Японии и Пентагона. В нем, в частности, говорится, что Вашингтон разрешает сотрудничество Токио «в области безопасности и обороны с единомышленниками и партнерами, в том числе с Великобританией и Италией... в разработке следующего истребителя».

Заручившись разрешением, в Токио тщательно рассмотрели имеющиеся варианты партнерств в Европе. Франко-германо-испанский триумвират лишь в начале декабря смог преодолеть противоречия в вопросе разработки истребителя шестого поколения. И то, похоже, больше на бумаге. Париж и Бонн никак не могут преодолеть взаимные подозрения в желании поживиться за чужой счет и договориться о долях участия в проекте. В результате на данный момент у трех стран на руках есть лишь макеты и некоторые общие идеи.

Великобритания и британское подразделение итальянской компании Leonardo взаимного недоверия пока не проявляли. Лондон с самого начала считался безусловным лидером, начав создание своего самолета по программе Team Tempest в 2018 году.

Сегодня, после того как Италия на государственном уровне присоединилась к проекту, его переименовали в Global Combat Air Program (Программа глобальной боевой авиации, GCAP). Теперь в программе помимо Leonardo участвуют также итальянские компании Avio Aero, Elettronica и MBDA Italia.

Две страны с радостью отнеслись к предложению Японии. Во-первых, появляется дополнительный источник финансирования. Самолет шестого поколения – не дешевая игрушка. Итальянцы даже предлагали Германии и Франции объединить их программу с британской. Но в Бонне и Париже после громкого бракоразводного процесса с Европейским союзом, устроенного Лондоном, идею отвергли.

Во-вторых, японские технологии и развитая промышленность – серьезное подспорье. Компания Mitsubishi Heavy Industries (MHI) возглавляла программу создания японского демонстратора истребителя X-2, впервые поднявшегося в воздух в 2016 году. Этот самолет был разработан для использования в японской программе будущего истребителя F-X. Полученные наработки, судя по всему, будут использованы в программе GCAP.

А компания Ishikawajima-Harima Heavy Industries (IHI) уже с 2021 года сотрудничает с британской Rolls-Royce в разработке авиадвигателя. Так что, с точки зрения Соединенного Королевства, привлечение Италии и особенно Японии в качестве полноправных партнеров только расширит доступ Лондона к передовым оборонным технологиям и финансовым ресурсам.

Теперь партнерам предстоит свести воедино их видение параметров будущего самолета, имеющиеся наработки, а также установить, как и где истребитель будут строить, и как будут распределяться расходы и, соответственно, доходы.

У британского правительства большие и давние надежды на проект Tempest/GCAP. Его преподносят как «национальный проект» создания большого количества новых высокотехнологичных рабочих мест.

По подсчетам аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, взяв на себя основную роль в будущей боевой авиационной системе, Великобритания потенциально может обеспечить создание около 21 тыс. рабочих мест. Осуществление одной только этой программы может принести экономике страны около 26,2 млрд фунтов стерлингов к 2050 году.

Лондону критически важны успешные проекты. Страна столкнулась с серьезным экономическим спадом, вызванным Брекситом, санкциями против России и немалым финансированием поставок вооружений на Украину. Из-за экономических трудностей уже пострадали многие оборонные программы, чье финансирование было урезано.

Поэтому значительную часть разработок и первоначального производства британцы постараются сосредоточить на территории своей страны. Тем более, что компания BAE Systems построила новый «завод будущего» в Ланкашире. Там, в частности, установлены машины 3D-печати и автономные роботы.

Однако компания Leonardo, которая строит истребители Eurofighter Typhoon и японская MHI, несомненно, будут настаивать на организации собственных производственных линий. Правительствам этих стран тоже нужны рабочие места и необходимо развивать аэрокосмическую отрасль. Каждая из трех стран будет рассчитывать и на долю от продаж будущего самолета. Впрочем, будет ли что делить, вопрос. Сегодня европейские истребители проиграли американцам практически все крупные контракты.

Договариваться придется еще по очень многим вопросам. Пока же планы консорциума таковы: полномасштабная разработка самолета должна начаться в 2025 году, а демонстрационный образец планируется поднять в воздух в 2027-м.

Подпишитесь