Posted 12 декабря 2022,, 13:26

Published 12 декабря 2022,, 13:26

Modified 7 марта, 11:51

Updated 7 марта, 11:51

ОСАГО

Эксперт рассказал, как сказывается дефицит автозапчастей на россиянах, попавших в ДТП

12 декабря 2022, 13:26
Фото: Соцсети
ОСАГО
С уходом зарубежных автомобильных компаний с отечественного рынка россияне-автолюбители и страховые компании пребывают в тревоге: риск повредить "железного коня" в ДТП никуда не делся, а оригинальные компоненты для ремонта достать все труднее.

И параллельный импорт надежд пока не оправдал...

ЦБ разрешил учитывать цены на аналоги

Пытаясь поддержать сегмент ОСАГО и автомобилистов в сложной ситуации, Центробанк разрешил при расчете ремонта учитывать только цены на сертифицированные аналоги оригинальных запчастей, если сами оригиналы на рынке отсутствуют.

Введенная ЦБ новая норма Единой методики должна, по мнению регулятора, способствовать стабилизации цен и сдерживанию роста стоимости полисов ОСАГО, поскольку это позволит рассчитывать ремонт по актуальным ценам на запчасти, которые фактически имеются на рынке.

Данное решение поддержали эксперты. Они отмечают, что на самом деле оригинальные запчасти не всегда лучше сертифицированных аналогов, при этом гораздо дороже. Так было и до дефицита автозапчастей, а сегодня стоимость оригинальных автокомпонентов и вовсе стала заоблачной.

Используемый для расчета стоимости ремонта по ОСАГО справочник автозапчастей РСА (Российского Союза Автостраховщиков) от 19 июня этого года показывает, что рост цен по некоторым маркам превысил с начала года 50%. Чтобы оперативно решать проблему дефицита, участники рынка автострахования просят разрешения использовать для ремонта машин запчасти, бывшие в употреблении.

В связи с этим у граждан появилось много вопросов. Уменьшатся ли выплаты по ОСАГО? Позволят ли ставить в автомобили б/у запчасти? Не станет ли в России больше угонов ради разбора на детали?

Мнение эксперта

Оправданы ли опасения российских автомобилистов и что ждет нас в ближайшем времени, рассказал Илья Плисов, член Правления Союза автосервисов.

По словам Плисова, разрешение Центробанка учитывать при расчете ремонта по ОСАГО сертифицированные аналоги оригинальных запасных частей — это важный момент, который обеспечивает сохранение качества деталей. Большинство страховщиков использует цены на сертифицированный неоригинальный продукт. Во всем этом, полагает эксперт, нет ничего страшного. К тому же в отдельных случаях стоимость ремонта вообще невозможно было рассчитать (по той простой причине, что некоторые оригиналы отсутствуют на рынке — а значит, и актуальные цены на них). В этой ситуации лучше взять имеющиеся в наличии сертифицированные аналоги, чем оставить машину без ремонта.

Как заметил Плисов, ему известны случаи, когда страховщики выплачивали полную цену оригинальных запчастей при их нахождении. Кроме того, улучшить положение позволит разрешение страховым компаниям применять для восстановительного ремонта бывшие в употреблении сертифицированные запчасти при натуральном возмещении по ОСАГО (сегодня этого закон не допускает). Автосервисы могут предлагать владельцу автомобиля подписать дополнительные соглашения, по которым он разрешает использовать при восстановлении его собственного автомобиля аналоги или б/у детали, если нет другой альтернативы.

Как утверждают в автомастерских, в настоящее время практически не один серьезный ремонт выполнить с применением одних только оригинальных запчастей невозможно. Однако клиенты от этого не страдают и в большинстве случаев полностью удовлетворены результатом работ, произведенных с задействованием сертифицированных аналогов или б/у деталей. Впрочем, в случае использования б/у запасных частей речь идет о деталях, которые не могут повлиять на безопасность (элементы кузова и т. п.).

Как сообщил эксперт, нерешенные проблемы в отрасли сохраняются. Они требуют внимания и Центробанка, и законодателей. Например, некоторые аналоги "родных" деталей для редких автомобилей или сложно, или вовсе невозможно найти (детали кузова, оптика, подушки безопасности и т. п.). Существуют трудности логистики — например, запчасти в России есть, но на другом складе, который может находиться в другой части страны.

Плисов отметил также, что официальное решение использовать для ремонта авто б/у детали (хотя бы временно) могло бы сгладить остроту ситуации. Особенно если речь идет машинах старше 10 лет.

Слухи о возможном росте числа угонов при разрешении использовать для ремонта бывшие в употреблении запчасти эксперт прокомментировал так: к различным противоправным действиям приводит не какое-то решение само по себе (к примеру, разрешение применять б/у детали), а ухудшение криминогенной ситуации. Однако на сегодня страховщики, представители бизнеса и ЦБ рост угонов в России не подтверждают.

"