Екатерина Максимова
Чтобы лишний раз оценить масштаб катастрофы, кратко напомним итоги прошлого года. В 2021 году с конвейера российского автопрома сошли 1 млн 570 новых машин. По данным Минпромторга, производство легковых автомобилей составило 1,34 млн штук (+8% к уровню 2020 года).
С начала 2022 года (с учетом первого квартала, когда сборочные заводы иностранных компаний еще не начали один за другим закрываться) в России произведено почти 350 тыс легковых автомобилей. Падение за девять месяцев - 66%. В моменте выпуск легковушек сокращался еще катастрофичнее. К примеру, в мае автопром почти умер (-96,7%).
После ухода с рынка всех иностранцев в строю остались три с половиной предприятия: «АвтоВАЗ» (выручка по итогам 2021 года 301,2 млрд рублей, чистая прибыль 1,4 млрд рублей), УАЗ (45,8 млрд, чистая прибыль 1,2 млрд рублей) и тульский «Хавейл Мотор Рус» (55,1 млрд рублей, убыток 4,6 млрд). В ноябре и столичный «Москвич», проданный государству за символичные два рубля, заявил о возобновлении работы: бывший «Рено» приступил к серийному производству городского кроссовера «Москвич-3». И уже в декабре «Москвич» планирует выпустить около 600 кроссоверов. Отметим, что «Рено» закончил свой последний год в России с прибылью 1,3 млрд рублей при выручке 155 млрд рублей.
Минпромторг, согласно стратегии развития автомобильной промышленности до 2035 года, полагает, что в 2022 году в России будет продано около 800 тысяч автомобилей. Но это вряд ли. Эксперты «Открытие Авто» прогнозируют, что годовой результат продаж не превысит 670 тыс автомобилей. А за 11 месяцев текущего года было реализовано 548,9 тыс машин, что на 61% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Непосредственно «АвтоВАЗ», как накануне заявил глава завода Максим Соколов, по итогам года планирует представить на рынок не менее 220 тысяч легковушек. «План производства выполняется в соответствии с четким графиком <...>. АвтоВАЗ продолжает активно работать над возобновлением выпуска Vesta, Largus, а также развивать ряд новых проектов», — заявил гендиректор предприятия Максим Соколов.
Неплохой план для кризисного периода (хотя и на 150 тыс единиц меньше прошлого года), но председатель профсоюзного комитета ППО работников ОАО «АвтоВАЗ» «Единство» Леонид Емшанов сомневается в его реалистичности.
«То, что есть планы - это все ерунда. Теория. А на практике весь АвтоВАЗ сейчас забит некомплектом. Если кто-то считает, что это уже товарный автомобиль и готов к продаже, то нет. На самом деле это полуфабрикаты - где-то фар нет, где-то стекол. А перед властями отчитываются, что выпуск налажен», - подтвердил «Новым Известиям» Леонид Емшанов.
Он уточнил, что сейчас на заводе работают только две линии сборки - «Нива» и Lada Granta. Все остальные линии остановлены. Без работы сидят 10-15% многотысячного коллектива, включая тех, кто обеспечивал сборку LADA Vesta (Ижевск).
«Также в простое находятся работники линии по выпуску Largus и X-Ray. Часть работников удалось загрузить на линии, которые сейчас обеспечивают производство Нивы и Гранты. Их раскидали по сборочным цехам: где окраска, где сборка. Еще регулярно в простой отправляются даже те работники, кто задействован, потому что комплектующих не хватает, излишнюю численность рабочих выгоняют. Среди недели 1-2 дня бывают выходными», - добавляет профсоюзный лидер Леонид Емшанов.
Впрочем, ранее глава «Ростех» Сергей Чемезов заявлял, что по итогам 2023 года АвтоВАЗ, оставшийся без французской Renault и комплектующих, не рассчитывает на прибыль по итогам года. А вот в 2023 году, как обещает Максим Соколов, гигант выйдет в плюс.
Экономист Андрей Верников напоминает, что ставка российского гиганта на платформу Renault в частности, как и в целом ставка России исключительно на западные технологии, обернулась развалом отечественного автопрома. «Это самое дорогое, что есть - развитие собственных платформ. Большая часть комплектующих приходила из разных стран, поэтому, да, будет очень тяжело», - говорит экономист Верников. Он также отмечает, что резкий спад производства машин тянет по цепочке вниз производство в смежных отраслях - стали, в первую очередь.
Доктор экономических наук, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Плеханова Юлия Финогенова считает, что высокотехнологичные компании, покинувшие Россию, быстро заменить не получится:
«С прискорбием надо констатировать, что пока замены нет. И вопрос в том, насколько быстро мы можем заместить западные технологии российскими. Многие из них нельзя сделать на коленке за несколько месяцев, на их разработку требуются годы и огромные вложения. Ни времени, ни огромных инвестиций пока нет. Поэтому процесс производства будет упрощаться», - отметила Юлия Финогенова.
Экономист также сомневается, что в кризис, когда падает ВВП, речь может идти о серьезных вариантах внутреннего финансирования отрасли.
Руководитель пресс-службы аналитического агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов фиксирует, что при резком падении собственного производства популярность набирает параллельный импорт.
«Все больше появляется машин, которые раньше официально в Россию не поставлялись. Если смотреть на перспективу, то появится больше китайских брендов. Еще иранские автомобили собрались поставлять в следующем году. Может даже начнут их производить тут. Не все так печально для потребителей, как может казаться», - уверен Азат Тимерханов.
В «Открытие Авто» отмечают, что доля параллельного, по разным оценкам, уже составляет 5-6% рынка и будет продолжать расти.
К концу года, что предсказуемо, изменился и состав ТОПовых моделей, но лидерство по-прежнему за отечественным АвтоВАЗом.
«Марка Lada несмотря на то, что уже несколько месяцев выпускает всего три модели, продолжает наращивать долю рынка. <…>. И более половины продаж автогиганту обеспечивает Lada Granta», - отмечают эксперты «Открытие Авто».
Второе место, которое год назад занимал Renault, под конец года досталось китайцу Haval. «При этом по самой популярной модели китайского бренда и одновременно иномарке-бестселлеру нашего рынка – Haval Jolion - объемы бизнеса немного сократились. По словам ряда авторитейлеров, удовлетворяя прежде всего спрос каршеринговых компаний и ряда таксопарков, сделки с физлицами были пролонгированы на будущие периоды», - уточняют эксперты.
Далее по популярности «европейцев» заменили Geely и еще один китайский бренд - Chery.
А вот продажи западных или японских марок заметно сократились. Только по итогам ноября не удалось реализовать хотя бы тысячу автомобилей. «Это неудивительно. Машин таких брендов все меньше, а в их салоны подселяют «китайцев», переформатируют шоу-румы под автомобили с пробегом или вообще закрывают. Кроме того, более 20 массовых марок продали за месяц меньше 100 автомобилей и почти исчезли с нашего официального рынка», - резюмировали в «Открытие Авто».