Екатерина Максимова
Под ударом оказались регионы автопрома, лидеры лесной отрасли, металлургические и угольные территории. Начали уже проседать и газоносные артерии.
Центральный федеральный округ
В ЦФО за указанный период только у семи из 18 регионов ИПП превысил 100%. Сильнее всего просела Калужская область (снижение ИПП до 84%), которая перестала быть ключевым производителем автокомпонентов для зарубежных автоконцернов. Аналитики АКРА уточняют, что объем производства комплектующих по итогам девяти месяцев составил только треть аналогичного показателя 2021 года.
Заметный спад в производстве автомобилей (объем отгрузки сократился почти наполовину) зафиксирован и в Москве, при этом столица с учетом диверсификации экономики такого провала не заметила (ИПП 108,9%).
Северо-Западный федеральный округ
Из 11 субъектов рост ИПП продемонстрировали только четыре. Здесь абсолютный антилидер Калининградская область, где ИПП снизился до 81,9%. «Производственные показатели здесь, как и в Калужской области, сократились в связи с остановкой работы крупнейшего автопроизводителя: в сентябре объем выпуска автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов составил 17% от уровня сентября 2021 года», - уточняют эксперты АКРА.
Уральский федеральный округ
Богатейший газоносный бассейн России - Ямал - показал снижение индекса до 99,9% (из-за сокращения объемов добычи газа до 86,7%). У Свердловской области (колыбель металлургов) ИПП составил 99,4%.
Только два региона УрФО из шести по итогам девяти месяцев показали рост ИПП. В нефтеносной Югре (ХМАО) индекс вырос до 103,5%. Неожиданно положительную динамику продемонстрировала традиционно бедная Курганская область, где наибольший рост зафиксирован в производстве электрического оборудования, машин и оборудования (Курганский машиностроительный завод - производитель боевых машин пехоты, входит в госкорпорацию «Ростех»).
Приволжский федеральный округ
Только у пяти из 14 субъектов индекс промышленного производства вырос. Самое серьезное падение у Республики Марий Эл - лидера округа по производству пищевых продуктов и напитков.
В плюсе нефтедобытчица Республика Татарстан с ИПП 107,8%.
Сибирский федеральный округ
Рост ИПП зафиксирован только в шести регионах из десяти. «Угольные» Кемеровская область и Республика Хакасия просели из-за эмбарго на поставки российского угля в Евросоюз с августа текущего года.
Дальневосточный федеральный округ
Только четыре региона из 11 показали показали положительную динамику.
Антилидером стала Сахалинская область (ИПП 75,4%, где добыча нефти в натуральном выражении снизилась примерно на половину, добыча газа сократилась на 14%). «При этом объем отгруженной продукции в добывающей отрасли вырос, что стало, судя по всему, следствием высоких цен на углеводороды», - уточнили аналитики АКРА.
Южный и Северо-Кавказский федеральные округа
Регионы этих округов, как самые нечувствительные к санкционному влиянию, в целом серьезного падения не ощутили. Экономику субъектов поддержало и развитое сельское хозяйство.
Снижение ИПП зафиксировали только Краснодарский край, Астраханская область и Крым.
«Экономика Астраханской области более чем на треть зависит от нефтегазовой отрасли, где объемы добычи сокращались, а в Краснодарском крае негативная динамика была характерна для сектора нефтепереработки нефтерподуктов», - уточнили в АКРА.
Экономико-географ, специалист в области социально-экономического развития регионов Наталья Зубаревич ранжировала регионы, которые попали в самое тяжелое положение.
Первыми пострадали регионы автопрома (спад обрабатывающей промышленности Калужская и Калининградская области -29% и 20% соответственно). Полегче стало Самарской и Ульяновской областям (-4% и -8% соответственно), где возобновилось производство автомобилей (Соллерс, Лада). В целом по стране от производства легковых автомобилей (к октябрю 2021 года) осталось только 36%.
«Под вторым ударом и нарастающим - это регионы лесопереработки. Там все жестко стало к концу лета, когда были введены санкции на ввоз из России лесопродукции. И мы имеем по октябрю производство лесопродукции, обработанной древесины -20%. Если берем по отдельным видам, то фанера, которую мы очень активно возили в Европу, -37%, «подогнулась» даже целлюлоза, которая держалась до последнего времени. В целом по стране -8%», - отметила Наталья Зубаревич и добавила, что под ударом, в основном, регионы Северо-Запада (Карелия, Астраханская область), так как «перетащить» экспорт с Запада на Восток крайне сложно.
Третья группа риска, по оценке Наталья Зубаревич, это металлургические и угольные регионы. Металлургическое производство и сталь в целом по стране - минус 16% (динамика обрабатывающей промышленности Вологодской и Липецкой областей - минус 15%).
Производство каменного угля и коксующегося угля в России сократилось на 7% и 8% соответственно. «Среди пострадавших ожидаемого Кемеровская область, где обрабатывающая промышленность упала на 10%, а там в основном уголь и металлургия. Это Хакасия и далее по списку», - продолжила Зубаревич.
Отдельно эксперт отметила Сахалин, где «добывающие отрасли грохнулись на 60%», потому что временно встал проект «Сахалин-1».
Что касается главного кормильца страны - нефтегазового сектора, то нефтяники пока на плаву, а вот газодобыча начала сокращаться.
«В целом по нефтянке пока все очень терпимо. Не было заметного спада в производстве нефти и нефтегазового конденсата (-1%). Потому что еще продавали. Если посмотрим динамику промышленного производства в добывающих отраслях, то в числе лидеров будут именно нефтяные регионы. Ненецкий округ +13%, Татарстан +8%, Якутия +8%, потому что в Азию все идет. А вот с газом - беда. Производство российского газа уже сократилось на 20%», - резюмировала Наталья Зубаревич.
По итогам третьего квартала в регионах РФ пока не произошло обрушения ключевых налоговых доходов. Общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов составил 14,06 трлн рублей, что на 17,9% превышает показатели аналогичного периода 2021 года.
Эксперты Института экономической политики им. Гайдара отмечают, что положительную динамику показали все основные налоги. В том числе, налог на прибыль организаций по итогам девяти месяцев оставался в плюсе (21,7%). Но это производная от экономического роста благополучного 2021 года и результат первых месяцев 2022 года, когда экономика еще не в полной мере почувствовала санкционное давление.
«Высокие общие показатели поступлений бюджетных доходов за три квартала обязаны значительным темпам роста в течение первых пяти месяцев (+26,9%), в то время как в третьем квартале доходы выросли всего на 6,1%. Прежде всего это стало следствием снижения в поступлений налога на прибыль организаций на 20,1% после роста на 52,1% по итогам первых пяти месяцев 2022 года», - зафиксировали тренд эксперты института им. Гайдара.