Posted 28 ноября 2022, 07:45
Published 28 ноября 2022, 07:45
Modified 7 марта, 11:55
Updated 7 марта, 11:55
Это кажется невероятным, но во многих областях степень одичания российского общества превысила даже советские времена. Это отчетливо видно по цензурным ограничениям, которые буквально с каждым днем становятся все жестче и жестче. Самое отвратительное здесь заключается в том, что и советская цензура, и сегодняшняя российская примерно в одинаковой степени лицемерны: одни вещи они запрещают, на другие просто закрывают глаза. Один из ярких примеров того - заигрывание с режимом талибов (террористическая организация, запрещенная в РФ) на официальном уровне и свирепые штрафы за одно только упоминание этого режима – для всех остальных. Но это то, что касается политики, а как обстоит дело с обыденной жизнью, к примеру, с кинематографом? Тут тоже все очень печально. Известный российский социолог Сергей Белановский обратил внимание в своем блоге на один любопытный факт:
«Про сиськи. В далекое советское время вышел фильм про директора или главного инженера, несправедливо уволенного на пенсию. Вроде бы этого героя играл Ульянов, хотя я не вполне уверен в этом. По сюжету герой очень жесткий, но положительный. (Речь идет о фильме Юлия Райзмана «Частная жизнь», 1982 г. - прим. ред.).
Уже после увольнения он пришел домой очень поздно и крайне не в духе. Был домашний тиран, которого боялись все домашние, но одновременно по советским канонам уважали и любили. Все норм.
Позднее возвращение героя и его раздраженное состояние переполошило всю большую семью. Здесь мы подходим к главному эпизоду. Единственному, который хорошо запомнился.
Все выскочили из своих комнат, жена стала успокаивать и выяснять в чем дело. А из одной комнаты выглянула то ли взрослая дочь, то ли невестка - не поймешь. Так вот, она была в ночной рубашке, которая сползла с одного плеча и обнажила грудь (эту роль исполняла актриса Татьяна Догилева, прим. ред). На несколько секунд камера сфокусировалась на этой груди и показала ее пусть не крупным, но средним планом.
Кадр с грудью не имел никакого отношения к сюжету фильма. Подобно чеховскому ружью он не выстрелил в дальнейшем сюжете. Очевидно, он был проявлением гражданского мужества в борьбе с советской цензурой. Это считывалось очень явно, потому и запомнилось.
Кстати, вспомнилась книга какого-то испанского социолога, который, как можно понять, сильно не любил Франко. В Испании при Франко тоже была цензура, в том числе и в отношении обнаженки, но, как пишет автор, журналисты постепенно отвоевывали сантиметр за сантиметром фрагменты женской кожи. Видимо, эта грудь в фильме была из той же серии гражданской борьбы.
Ни за что не вспомнил бы этот фильм, не самый удачный даже по советским меркам. И вдруг на днях вижу по ОТР что-то смутно знакомое. Не мог понять, что, и вдруг увидел запомнившийся мне кадр. НО!!! Обе груди героини (закрытая и открытая) были завазелинены. У кинематографистов этим словом называется создание размытости кадра. Раньше это делали с помощью вазелина, теперь не знаю как.
Кстати, получилось неплохо. Обе груди занимали небольшую часть кадра, и если не знать, что должно быть, можно было бы и вовсе не заметить. Но обнаженная грудь в новой версии фильма отсутствовала.
Видимо, новая версия кадра связана с борьбой Путина за семейные ценности и против ЛГБТ. Но что обратило на себя внимание. Эпизод с грудью при всей его нелепости в данном контексте настолько незначителен, что можно было бы не обращать на него внимание. Взять ленту из архива и показать. Советский фильм по определению был проверен цензурою.
Но нет. Кто-то (интересно, кто, на каком уровне) не поленился внимательно просмотреть этот дурацкий фильм и дать указание завазелинить. соответствующий кадр. Цензура вернулась в виде фарса. Очевидно, теперь все просматривают. Но ведь для этого нужно было создать аппарат. За день его не создашь. И работает хорошо, раз такую мелочь отследили. Теперь, наверное, вернется практика вырезания идеологически вредных кадров. И выкручивания рук режиссерам. Как в прекрасном советском мультфильме "Фильм, фильм, фильм".
Но советского качества цензуры все-таки не достичь. Удаление из фильма обнаженной груди не у меня вызвало возмущения. Только ощущение идиотизма…»
Читатели согласились с автором, признав, что российская цензура во многом уже превосходит советскую, в том числе и по степени откровенного лицемерия:
- Меня больше всего смешит предупреждение перед фильмом, который кишит смертоубийствами, что в фильме могут быть показаны табачные изделия...
- Тут дело такое, я наблюдал за подобным, телеканалы оказались в очень неудобном положении в момент, когда свастику стало запрещено показывать и, предупреждая любые недовольства, её вымарывают и из хроники. На всякий случай.
- Это вы не в курсе, давно микшируют. Смотрели год назад новый фильм, музыкальный. Тоже с удивлением обнаружили замикшировнную женскую фигуру, вполне невинную обнаженку.
- Более вероятно, что цифровую версию фильма прогоняют через алгоритм поиска обнажёнки, чем спец отряд цензоров.
- В связи с Франко вспомнил один забавный эпизод. Лет 8 тому назад я разговаривал с одним немолодым испанцем, который рассказывал мне о временах Франко. Он входил в группу сопротивления, нечто вроде наших диссидентов. Они издавали в Париже антифранкистский журнал, который на машине контрабандой ввозили в Испанию. Делалось это так. "Тамиздатские" журналы клались глубоко вниз, а сверху накрывались порнографическими изданиями. Таможенники изымали порнографию, а на то, что было под ней, не доходили руки.
Впрочем, кто-то напомнил, что цензура свирепствует отнюдь не только в России:
- Эта история давно не про Путина и скрепы. Попробуйте разместить в зарубежных социальных сетях рекламу с обнажённой грудью. Требуют прикрывать соски даже у мужских нарисованных персонажей! В нынешнем глобальном конкурсе извращений на почве ненависти к человеческому телу наши доморощенные пуритане и в топ-10 не войдут.