Иван Зубов
Ни для кого не секрет, что резкое обострение российско-украинских отношений поставило РПЦ в крайне затруднительное положение, а еще точнее - на грань распада с самой большой своей зарубежной епархией.
Вот только несколько из них. На этой неделе в Верховную раду Украины внесен законопроект, который предусматривает полный запрет деятельности религиозных организаций и учреждений, входящих в состав или признающих в любой форме подчиненность РПЦ «в канонических, организационных, других вопросах». При этом, вовсе не факт, что он будет принят, поскольку прихожан РПЦ в Украине еще очень много, и далеко не все из них смогут отказаться от молитв в привычных храмах и проповедей привычных священников, однако, процесс, что называется, пошел…
И понятно, что пока что он идет из-за рубежа. Так, по сообщению РИА Новостей, на днях Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II решил больше не поминать патриарха Московского и всея Руси Кирилла «в связи со вторжением» Русской церкви в юрисдикцию Александрийской - и «приступил к извержению из сана» назначенного из Москвы экзарха Африки Леонида.
А чуть раньше Московский патриархат еще ранее разорвал общение с патриархом Феодором II в ответ на признание им «раскольнической» Православной церкви Украины.
Более того, Патриарху РПЦ Кириллу уже закрыт въезд в Евросоюз, о чем он сам и объявил: «Принято беспрецедентное решение: не пускать Патриарха на территорию Евросоюза. Такого даже во время "холодной войны" не было».
К тому же, приходится констатировать, что антиправославные тенденции проявляются уже и в самой России. Так, результаты опроса Института демографических исследований Института социологии РАН свидетельствуют о том, что доверие к РПЦ и уровень религиозности среди православных Москвы неуклонно снижается на протяжении последних двадцати лет. Особенно сильно – среди молодёжи. Причем значительная часть молодёжи не уходит в научный атеизм, а перемещается в восточные практики и разного рода «нетрадиционные» течения.
Ну, и наконец, самое главное: позиция РПЦ и самого Патриарха Кирилла по отношению к спецоперации. Его слова про рай для солдат российской армии:
«Церковь осознает, что если кто-то, движимый чувством долга, необходимостью исполнить присягу, остается верным своему призванию и погибает при исполнении воинского долга, то он, несомненно, совершает деяние, равносильное жертве. Он себя приносит в жертву за других. И потому верим, что эта жертва смывает все грехи, которые человек совершил».
Ребром встает вопрос: можно ли назвать христианскими эти слова Патриарха фактически призывающего российских православных воинов громить украинских православных же воинов?! Принадлежащих - на минуточку! – той же самой РПЦ?! Или одни православные православнее других?
Такими вопросами задался в своем блоге и дьякон Андрей Кураев, который посмотрел видеозапись беседы Протоиерея РПЦ Вахтанга Кипшидзе, в которой тот делает весьма примечательные признания.
С одной стороны, он прямо утверждает, что «Церковь находится вне политики» (10.38), а с другой, ничтоже сумняшеся говорит, что любая антивоенная позиция, проявленная в России, политизирована, и, являясь признаком солидарности с антироссийскими враждебными силами, используется для разделения общества (11.55).
Кроме того, священнослужитель прямо заявляет о недопустимости альтернативного мнения в среде РПЦ, поскольку оно является формой политической деятельности (12.35). Ведь «внутри Церкви не должно быть разделений» (55.05). То есть получается, что политики в РПЦ быть не должно за исключением одной единственной – Z-политики. Вот такая причудливая логика.
Но и это еще не все. Кипшидзе настаивает на том, что воинское служение благословляется Церковью. И это бы ничего, но в той же беседе он утверждает, что русский и украинский народы принадлежат к единому каноническому пространству РПЦ (20.05), а стало быть, совершенно неясно, благословляет ли РПЦ на защиту своей страны граждан только России, или же всех стран этого пространства, не исключая и Украину?
И наконец, самое главное: а кто, грубо говоря, в итоге попадет в рай? Российский ли солдат, жертвующий своей жизнью ради родины, и, стало быть, избавленный от грехов, или же украинский, делающий ровно то же самое?! И вообще, с точки зрения канонического православия, входят ли солдаты, воюющие по разные стороны фронта, в рай взаимно убивая друг друга? К кому же в таком случае, обращены напутствия церковных иерархов и простых попов?
Между тем, напоминает Кураев, произнося все это один из иерархов РПЦ фактически поддерживает политических деятелей, которые призывают уничтожить Украину как государство. К примеру, Дугина или Охлобыстина.
Так на чей же совести будет церковный раскол после этого? И смогут ли украинцы считать теперь РПЦ своей?