Posted 24 ноября 2022,, 08:11

Published 24 ноября 2022,, 08:11

Modified 7 марта, 11:56

Updated 7 марта, 11:56

Похищение Богоматери: почему уникальную икону из Исторического музея никто не ищет?

Похищение Богоматери: почему уникальную икону из Исторического музея никто не ищет?

24 ноября 2022, 08:11
Фото: Новые Известия
В 2018 году в самом сердце Москвы произошла кража. Из Государственного исторического музея на Красной площади вынесли Шуйскую икону Божией Матери. За прошедшие 4 года ни музей, ни Минкультуры, ни полиция не могут внятно ответить, куда же делась икона и кто ее похитил.

Юлия Сунцова, Наталья Сейбиль

ЧУДО ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ

15 ноября (2 ноября) праздновали день сотворения особо почитаемой Русской православной церковью иконы Богородицы с младенцем на руках.

В 1654 году во время страшнейшей в истории эпидемии чумы, которая дошла и до центральной части России, житель города Шуи в Ивановской области предложил написать образ и поставить его в Воскресенской приходской церкви.

Во время работы над иконой произошло чудо – иконописец нанес на доску прорись, а наутро обнаружил, что положение рук и ног маленького Иисуса изменилось. Мастер исправил изображение в соответствии с каноном Смоленской иконы Богоматери, но и на следующее утро история повторилась. Иконописец Герасим Иконников больше не осмелился исправлять образ, а горожанам объявил о проявлении Промысла Божиего. После молитв перед новой иконой чума покинула город. В дальнейшем комиссии из разных духовенств больше сотни раз свидетельствовали «подлинность исцелений», которая творила «чудесем роспись».

Считается, что именно эта икона не раз спасала Русь и Российскую империю от эпидемий и мора.

В 2018 году эта икона вернулась в Государственный исторический музей после экспонирования в Мурманском музее. В декабре того же года хранитель должен был выдать ее для плановой выставки «Русский север» в Москве, но в фондах музея образ не обнаружили.

Старший научный сотрудник отдела древнерусской живописи и ответственный хранитель фонда после сверки коллекций констатировали пропажу иконы.

РЕЗУЛЬТАТ ПРЕСТУПНОГО СГОВОРА?

Широкая общественность узнала об исчезновении ценности лишь спустя два месяца – 24 января 2019 г. после выхода новостей в СМИ. Директор Департамента музеев Минкульта РФ Владислав Кононов сообщил прессе, что директором музея до него доведены сведения о краже из фондохранилища. Тогда же впервые прокомментировал случившееся Владимир Мединский, тогда министр культуры РФ. Он сообщил, что директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин подал заявление в полицию по факту кражи иконы. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по п. б ч.4 ст.158 УК РФ («Кража в особо крупном размере»).

«Заявление поступило в среду от службы безопасности музея. Прибывшие сотрудники правоохранительных органов установили, что икона не была выставлена на выставке в декабре, так как она отсутствует в фондохранилище. Ответственные лица не смогли объяснить отсутствие иконы в фондохранилище. Начата проверка», - цитировал Интерфакс неназванного источника из правоохранительных органов 25 января 2019 года.

Согласно оценкам научного коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, страховая стоимость этого экспоната должна составлять не менее 4 миллионов рублей.

- Возможно, всё было бы не так плачевно, если бы не преступный сговор группы лиц. Записи с музейных камер Государственного исторического музея за период с августа по ноябрь 2018 г. были стерты, из-за чего полиция не смогла выявить злоумышленников по горячим следам и лишилась крайне важных доказательств. Директор ГИМ Алексей Левыкин и заведующая отделом древнерусской живописи Людмила Тарасенко известили Владимира Мединского и правоохранительные органы не тотчас же после обнаружения пропажи, а лишь после проведения комиссионной проверки, то есть месяцы спустя. Всё это вкупе сводит к минимуму надежду на успешный исход, - комментирует ситуацию наш источник из Музея им. Андрея Рублева.

Собеседник перечисляет целый перечень нормативно-правовых актов, которые, возможно, были нарушены сотрудниками Государственного исторического музея на первой стадии обнаружения пропажи:

- Федеральный закон РФ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»,

- Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 179,

- Постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 17,

- Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утв. Приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 г. N 290.

Какое-то время заместитель директора ГИМ по фондовой работе Марина Чистякова успокаивала обеспокоенную общественность обещаниями - икона найдется после ревизии, на сверку 30 тысяч единиц хранения понадобится не больше двух месяцев, заявляла она.

"Есть повод для волнения, скажем так, но ни о какой краже речи нет и, надеюсь, не пойдет", - сказала Чистякова корреспонденту ТАСС 24 января 2019 года.

По словам собеседницы агентства, ситуация осложняется тем, что в стационарном фондохранилище проводятся ремонтные работы, поэтому фонды, где в том числе была пропавшая икона, пришлось перевезти в другое место.

"Обновлялся фасад Никольских торговых рядов, вынимались окна, поэтому, сами понимаете, о хранении речь не могла идти. Были найдены три помещения, которые могли быть приспособлены под временное хранение. Но поскольку там площади, совершенно не отвечающие требованиям, необходимым для размещения фонда, то там иконы хранятся практически в складированном виде - то есть, стоят стеллажи, на них коробки, в них иконы. Поэтому говорить о том, что в фонде иконы нет вообще, не представляется возможным на сегодняшний момент", - пояснила Чистякова.

Иначе говоря, музей не обеспечил сохранность своей коллекции на время ремонта? И любой желающий мог залезть в оконные проемы и взять что захочет?

Но прошло два месяца, а потом четыре месяца. 17 мая 2019 г. директор Исторического музея Алексей Левыкин, наконец, сообщил журналистам: «Проведенные работы положительного результата не принесли».

С тех пор вот уже почти четыре года пропажу всё расследуют и расследуют, но особых продвижений, по-видимому, нет. О судьбе иконы по-прежнему ничего не известно.

Сегодня формуляр Государственного исторического музея траурно хранит только оставшиеся от экспоната коды: «Икона. Богоматерь Шуйская Смоленская. Вторая половина XVI в. Размер: 40,5 х 32,2 х 2,7 см. Материал, техника: дерево, левкас, темпера. Инвентарный номер: И VIII 4512, Номер ГИМ 54627/799, Номер ГК 5353497».

КОМУ ПОНАДОБИЛАСЬ ИКОНА?

За годы поиска высказывались разные предположения по поводу того, кому мог понадобиться экспонат из коллекции древнерусской живописи. Отец Александр (Салтыков) из Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, к примеру, считает, что икона давно заграницей, вероятнее всего, в США.

Эксперт Росохранкультуры, член Ассоциации искусствоведов Александр Самойлов уверен, что случайно затеряться Богоматерь Смоленская Шуйская в запасниках ГИМ, ну, никак не могла:

«Если исчезла одна вещь, значит, она была заказана. Для конкретного человека. Она пожизненно будет находиться в чьем-то частном собрании и не увидит свет. Продавать он ее не станет», - считает искусствовед.

«Новые Известия» попросили Государственный исторический музей рассказать о результатах расследования, внутреннего и официального.

Представители музея оказались совсем не словоохотливыми на этот счет, но факт кражи еще раз подтвердили.

«В ответ на Ваш запрос, сообщаем, что в настоящее время правоохранительные органы ведут соответствующую работу. При появлении у музея дополнительной информации по данному вопросу, мы обязательно сообщим ее средствам массовой информации», - прокомментировала Мария Лемигова, начальник управления общественных связей, рекламы и маркетинга Государственного исторического музея.

На наши вопросы о том, есть ли в материалах дела хотя бы подозреваемые или обвиняемые и установлено ли нынешнее место нахождения иконы, представитель ГИТ сухо ответила: «Мы ответили на Ваш вопрос в рамках своей компетенции», что, безусловно, наталкивает на мысли о самом печальном исходе.

Как же так получается, что шедевр древнерусской иконописи бесследно выкрадывают в метрах от Кремля и никто, даже профессиональные сыщики, не могут сыскать улик? Ответ кроется, скорее всего, в особом статусе заказчика, сослужить службу которому посчитали за честь профессионалы.

КАК ГРАБИЛИ ЭРМИТАЖ

Кража Богоматери Шуйской Смоленской – не первая громкая кража ценностей культуры и искусства из культовых заведений страны.

В 1994 году после реставрации музея-заповедника Коломенское украли икону «Освобождение Москвы Великим князем Иваном III Васильевичем и крестный ход с иконой Богоматери Владимирской» середины XIX в. Кража была совершена ночью, похитители проникли в музейное здание через разбитое окно и похитили из экспозиции только одну эту икону. Затем она была контрабандно вывезена из России и вскоре обнаружилась в частной коллекции за рубежом, откуда попала к лидеру мирового арт-рынка – аукционный дом «Christie’s».

В двухтысячных за расследованием ограбления Эрмитаже следил весь мир. Во время блокады Ленинграда из музея не пропал ни один экспонат, хотя соблазн стащить и обменять на хлеб тогда был куда более сильный…

Главная виновница – 46-летняя хранительница серебра и эмалей Лариса Завадская до суда не дожила, она умерла от сердечного приступа прямо во время ревизии. Проверка выявила хищение 221 ценного экспоната из коллекции. Обчищены оказались две кладовых: пропали 70 килограмм ювелирных украшений XVIII - начала XX веков, потиры, кресты, церковная утварь, иконы в окладах из драгоценных металлов, в том числе любимая икона Николая II «Собор всех святых», которая висела в императорской спальне. Ущерб оценивался разными экспертами от $ 5 до 100 миллионов. Следствие установило, что скончавшаяся хранительница выносила в сумочке доверенные ей ценности в течение 15 лет, как минимум. На скамье подсудимых оказались ее муж, сын и приятель, которые сдавали похищенное в антикварные магазины, ломбарды, комиссионки. Признавший вину и пошедший на сделку со следствие супруг, однако, утверждал, что жена вынесла не больше трети вменяемых ей ценностей. «Сверхшедевры и уникальные вещи она не брала». По списку похищенного действительно оставалось много вопросов. Большие церковные чаши для причастия, ровно как и громоздкие иконы в серебряных окладах просто не могли быть вынесены в дамской сумочке. Так в деле появилась оговорка о том, что часть ценностей могла быть похищена «неизвестными лицами».

После скандала часть похищенного вернулась в Эрмитаж. По разным сведениям, от 30 до 50 экспонатов добровольно принесли коллекционеры и владельцы антикварных магазинов Москвы и Петербурга. Иконы и серебряные сервизы подбрасывали к дверям милиции, иногда даже клали в ближайшие мусорные ящики.

Немного позже, в 2010 году из США вернули царский серебряный медальон XVIII века с портретом Петра I, энтузиасты случайно обнаружили его на одном из интернет-аукционов.

После кражи в Эрмитаже правительственная проверка проинспектировала около 500 музеев, где на учете состояло около 20 миллионов единиц хранения. Из них 160 тысяч экспонатов пропало!

В системе охраны музеев в России тоже прошли изменения. Устанавливили камеры видеонаблюдения. Входы в хранилища оборудовали металлическими дверями со сложными замками и дальше планировали постепенно оснащать биометрическими системами доступа.

Происшествие с Богоматерью Шуйской Смоленской, однако, наглядно доказывает: не помогло…

"