Posted 18 ноября 2022, 06:01

Published 18 ноября 2022, 06:01

Modified 7 марта, 11:52

Updated 7 марта, 11:52

От простого к сложному: как работают «ресторанные» схемы ухода от налогов

18 ноября 2022, 06:01
Юрист объяснил, какими реальными последствиями может обернуться практика минимизации налоговых платежей для владельцев ресторанного бизнеса

Вскрытая на днях компетентными органами схема ухода от налогов в сфере общественного питания вызвала широкий резонанс. Какие это может вызвать правовые последствия и на что еще готовы пойти некоторые предприниматели, чтобы обратить в свою пользу выручку до налогообложения, «Новым Известиям» рассказал налоговый юрист, руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский.

В данном случае речь идет не столько о минимизации налоговых платежей, сколько о сокрытии практически всей выручки от налогообложения и выведения ее из легального оборота. У администрации кафе и ресторанов есть понимание, сколько средств необходимо сдать в банк, чтобы оплатить аренду, выплатить минимальную зарплату и совершить иные необходимые платежи. На эту сумму в течение смены или сразу по ее окончанию пробиваются чеки через официальную кассу. Для остальных расчетов используются подменные кассы и банковские терминалы, оформленные на фирмы-однодневки.

От 12 лет лишения свободы...

Рестораторы, очевидно, полагают, что игра стоит свеч и если незаконная схема будет вскрыта, то их ожидают минимальные налоговые последствия. Так, по крайней мере, утверждают организаторы аферы. Но с правовой точки зрения реальные последствия могут обернуться не только катастрофой для бизнеса, но и лишением свободы для его владельцев. Налицо целый букет уголовных преступлений и административных правонарушений. Уклонение от уплаты налогов, реализация спиртосодержащей продукции без лицензии, оказание услуг с нарушением требований безопасности, неинформирование потребителей о реальном исполнителе услуг, нарушение порядка ведения кассовых операций, незаконная банковская деятельность и многое другое. С учетом того, что реализация такой схемы требует интегрирования системы управления предприятием общественного питания в созданный «теневыми» финансистами программно-аппаратный комплекс по управлению финансовыми потоками, можно говорить, что действия рестораторов могут быть квалифицированы не просто как соучастие в преступлении экономического характера, но и как участие в организации преступного сообщества. А это минимум плюс двенадцать лет к наказанию за доказанные ранее деяния.

Опасность таится в каждой неучтенной бутылке

Впрочем, в обычной жизни владельцы кафе и ресторанов применяют значительно более простые способы ухода от налогов и присвоения части выручки, которую они считают своей личной прибылью. Вообще, неучтенные наличные денежные средства или безналичные, но заранее переведенные на счета физических лиц, сулят широкие перспективы экономии в случае использования незаконных методов ведения бизнеса. Например, можно нанимать работников, в том числе мигрантов, не имеющих соответствующего разрешения, поденно, не заключая трудовой договор и рассчитываясь после каждой смены. Можно закупать продовольственное сырье не в специализированных торговых предприятиях, а на рынках, где зачастую не соблюдаются требования к условиям хранения продуктов. Но наибольшую опасность для потребителей несет закупка алкогольной продукции за наличные без проведения этих сделок через государственную систему учета и контроля ЕГАИС. По определению любая бутылка, приобретенная без отметки в этой системе, в розницу также будет реализовываться бесконтрольно. И наоборот, если средства от продажи вина, водки или виски в баре или ресторане официально не поступили в кассу, то для пополнения запасов спиртное будет также покупаться нелегально. И в этом случае риск нарваться на подделку превращается уже в угрозу жизни и здоровью граждан.

Откуда же берутся неучтенные деньги

Сегодня многие предприниматели применяют значительно более простую и не требующую привлечения сторонних участников схему уклонения от налогов и присвоения выручки. Многие из нас наверняка сталкивались с ситуацией, когда после завершения обслуживания официант приносит единый счет, а при осуществлении расчетов у него в руках вдруг оказываются два банковских терминала. На одном имеется надпись «Бар», на другом – «Кухня». Если после проведения платежа дождаться фискальных чеков, то при их изучении можно открыть для себя много интересного. Например, то, что за спиртные напитки чек пробит от имени общества с ограниченной ответственностью (ООО), а за еду от имени индивидуального предпринимателя (ИП). Смысл такого раздвоения заключается в следующем. Чтобы не попасться на незаконной торговле спиртным, предприниматели обязаны заключать долгосрочные, зарегистрированные в установленном порядке договоры аренды помещений, в которых непосредственно осуществляется розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Таковы закрепленные в законе лицензионные требования. Каждая бутылка спиртного, находящаяся на этой территории, должна быть учтена в государственной системе контроля ЕГАИС. Здесь все строго. Любая промашка грозит огромными штрафами, а в ряде случаев и уголовным преследованием. Что касается изготовления и продажи блюд, то в этом случае все достаточно просто. ИП, от имени которого производятся расчеты через терминал «Кухня», применяет упрощенную систему налогообложения «Доходы», то есть платит в бюджет 6% со всех поступивших средств. Далее он вправе распоряжаться этими деньгами по своему усмотрению – может снять их наличными или перечислить на лицевой счет другим гражданам.

В чем же заключается уклонение от уплаты налогов?

Возникает вопрос: в чем заключается уклонение от уплаты налогов, если ИП перечисляет в бюджет законные 6%? Дело в том, что никакого ИП де-факто не существует, имеет место только «бумажный», искусственно созданный документооборот. У такого ИП обычно не бывает ни штатных сотрудников, ни основных средств, ни принятых к учету сырья и продуктов. Есть только банковский терминал, простенькая касса и фиктивный договор субаренды на часть помещений. С учетом особенностей гражданско-правовых отношений в сфере недвижимости, предназначенной для оказания услуг общественного питания, переданная ИП в субаренду площадь должна использоваться исключительно для хранения продуктов, приготовления блюд и их реализации потребителям. Следовательно, все тот же ИП отвечает за соблюдение требований пожарной и санитарно-гигиенической безопасности, его наименование должно быть четко обозначено перед входом в кафе или ресторан. Именно его сотрудники должны иметь медицинские книжки, быть проинструктированы по технике безопасности, получать заработную плату в размере не менее средней по отрасли в данном регионе. При этом на выделяемой площади уже не может осуществляться реализация алкогольной продукции, так как она теперь занята другим хозяйствующим субъектом. Также не стоит забывать, что, например, все официанты должны быть одновременно оформлены и в ООО, и в ИП, раз они приносят спиртное и еду одновременно. А это практически невозможно по трудовому законодательству, которое предусматривает или совместительство, или совмещение, что в данных условиях невозможно.

Чтобы выявить такие вроде незамысловатые нарушения требуется слаженная работа одновременно нескольких контрольно-надзорных органов – ФНС, МЧС, Роспотребнадзора, трудовой инспекции и целого ряда других. На первый взгляд это кажется затруднительным. Однако законодательство предусматривает порядок взаимодействия органов власти и направление друг другу информации в части, касающейся тех или иных компетенций. Вместе с тем, в администрации каждого субъекта федерации имеется министерство, департамент или управление, которые осуществляют функции надзора в сфере торговли и услуг. Если имеется понимание задачи по профилактике и выявлению указанных правонарушений, то можно разработать административный регламент по исполнению контрольно-надзорной функции в установленной сфере и организовать межведомственное взаимодействие. Ведь речь идет о десятках тысяч предприятий общественного питания, применяющих незаконные схемы, миллиардах рублей неуплаченных налогов и миллионах потребителей, которые рискуют приобрести некачественную продукцию, что чревато уже реальными угрозами для их жизни и здоровья».

Подпишитесь