Эксперт опроверг версию о неучастии Малайзии в расследовании гибели Boeing МН17

17 ноября 2022, 15:57
Технический эксперт доказал ложность распространенного в России мнения о том, что Малайзия, которой принадлежал сбитый над Украиной в 2014 году пассажирский самолет, не была допущена к расследованию этого преступления.

Как известно, сегодня, 18 ноября суд Гааги должен огласить окончательный приговор по делу гибели малазийского самолета Boeing МН17, сбитого в 2014 году в небе над Украиной. Жертвами тогда стали 298 человек, включая пилотов.

В гибели самолета обвиняются в первую очередь российские военные. Между тем, еще 6 октября официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, проводя параллель между диверсиями на «Северных потоках» и катастрофой малазийского Boeing в 2014 году, отметила, что Россию сейчас пытаются не допустить к расследованию диверсий так же, как Малайзию в свое время не допускали к расследованию авиакатастрофы:

«Пример могу привести. История с малазийским Boeing, который потерпел крушение над территорией Украины. Когда Малайзию допустили до расследования? Когда ей позволили быть включенной в так называемую рабочую группу? Конечно, не сразу, а спустя длительное время. Но Boeing малазийский. Это уже классика жанра. Это не первый раз делает Запад. Хотела бы подчеркнуть, что в ситуации с малазийским Boeing ситуация была точно такая же, только не в отношении нашей страны, а в отношении Малайзии как собственника этого борта».

Технический эксперт Вадим Лукашевич доказательно опровергает эти слова Захаровой в своем блоге:

«За диверсию на "Северных потоках" говорить не готов - слишком мало фактуры. А вот про "неучастие" Малайзии в расследовании гибели рейса МН17 разговор особый...

Миф о недопуске Малайзии к расследованию – излюбленная фишка российской пропаганды.

А как же все было на самом деле, и почему постоянно всплывает этот вопрос?

Малайзия являлась полноправным участником технического расследования DSB

Начну с того, что после гибели МН17 было инициировано два разных расследования, которые велись параллельно, тесно взаимодействуя между собой, но были совершенно самостоятельны и имели разный юридический статус.

Первое расследование – это техническое расследование Совета по безопасности Нидерландов (DSB), которое велось по нормативам и регламенту Международной организации гражданской авиации (ICAO) согласно Приложению 13 к Чикагской конвенции ICAO.

Именно по Приложению 13 (Глава 1) Малайзия как собственник "Боинга" является "государством регистрации", в реестр которого занесено воздушное судно, и одновременно - "государством эксплуатанта", т.е. местонахождением авиакомпании, которая эксплуатировала лайнер. Попадание в любую означенную категорию гарантирует обязательное участие в расследовании, а Малайзия подпадает под две сразу. Ну и?

Украина как "государство места события" известила Малайзию (категория a) и b) п.4.1 Приложения 13) о начале расследования в день гибели МН17 - 17 июля 2014 г.

23 июля 2014 г. Украина делегировала проведение технического расследования Нидерландам, Совет по безопасности которых инициировал собственное расследование 18 июля 2014 г.

Соответственно, надлежащее проведение расследования легло на DSB и (внимание!) на сайте DSB читаем:

"Расследование причин крушения рейса MH17 проводилось в соответствии с положениями Приложения 13 к Чикагской конвенции международной следственной группой, в которой после начальной фазы следующие государства были представлены аккредитованным представителями: <...>

Малайзия: государство, в котором зарегистрирован самолет и в котором находится эксплуатант [авиакомпания "Малазийские авиалинии]".

Таким образом, Малайзия являлась полноправным участником технического расследования DSB (вопреки первому утверждению Захаровой), причем - С САМОГО ЕГО НАЧАЛА (вопреки второму утверждению Захаровой).

Вот лишь несколько примеров:

- бортовые самописцы МН17 были переданы именно представителям Малайзии, которые, в свою очередь, 22 июля 2014 г. передали их в DSB для расшифровки (в которой принимали участие представители Германии, Франции, Межгосударственного авиационного комитета, Малайзии, Нидерландов, Украины, Великобритании, США, и ICAO);

- первые малазийские следователи осмотрели обломки МН17 на месте падения уже 22-24 июля 2014 г.;

- представители Малайзии принимали активное участие во всех рабочих встречах и совещаниях DSB; более того, первые обломки самолета были переданы голландцам 4 августа 2014 года именно малазийскими следователями, ну и т.д.

Вместе с тем имеются свидетельства, что малазийцы сами не всегда охотно шли на контакты и передачу информации в DSB – это то, о чем вам НИКОГДА не расскажет профессиональный лжец Мария Захарова.

В документах DSB об этом сказано так:

"Для расследования крушения рейса MH17 Совету по безопасности Нидерландов требовалась информация от правительства Малайзии и авиакомпании Malaysia Airlines. Филиал Malaysia Airlines в Нидерландах первоначально сотрудничал со следствием и предоставил DSB возможность опросить различных сотрудников авиакомпании в Нидерландах. Он также предоставил часть запрошенной информации. Однако на более позднем этапе это сотрудничество было (временно) приостановлено по распоряжению штаб-квартиры авиакомпании.

С самого начала расследования сложнее оказалось организовать опрос сотрудников правительства Малайзии и авиакомпании в Куала-Лумпуре. То же самое относится и к получению документов, запрошенных следователями. Со временем, в январе 2015 года, следователи DSB получили возможность поговорить с несколькими соответствующими сотрудниками Malaysia Airlines в Куала-Лумпуре относительно расследований информации о пассажирах и принятия решений, связанных с маршрутом полета.

В итоге Malaysia Airlines предоставила всю информацию, запрошенную DSB, но так и не удалось получить всю необходимую для расследования информацию от правительства Малайзии".

Иначе говоря, если читать опубликованные документы DSB (Предварительный отчет от 09.09.2014 и Итоговый отчет от 13.10.2015 с приложениями к нему), то у технического расследования были претензии только к двум его участникам – России и Малайзии.

Малайзия являлась полноправным участником криминального расследования JIT

С уголовным (криминальным) расследованием трагедии МН17 ситуация несколько другая. Если техническое расследование было жестко регламентировано Приложением 13 к Чикагской конвенции ICAO (которая является структурным подразделением ООН), то уголовное расследование проводилось странами, возбудившими уголовные дела по факту гибели МН17 в рамках национальных законодательств – Украиной, Малайзией, Голландией, Австралией и США. Эти расследования потребовали координации, и для этого 28 июля 2014 года при содействии агентства Евроюст состоялось совещание представителей Интерпола, Европола, Украины и 11 стран, чьи граждане находились среди жертв катастрофы. По результатам этого совещания 7 августа 2014 года была образована международная Объединенная следственная группа – JIT. Именно ее Захарова называет «рабочей группой», в которую якобы Малайзию «не допускали длительное время». А как все было на самом деле?

Ответ находится в открытом доступе (опубликован в июне 2019 года) на сайте прокуратуры Нидерландов (естественно, неизвестный МИД РФ).

Из него следует, что Малайзия выразила желание войти в состав JIT только 19 августа 2014 года, т.е. уже через 12 дней после ее создания. И… (внимание!) В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ Малайзия стала участником JIT.

Но проблема была в том, что JIT создавалась под эгидой Евроюста и Европола на основе межправительственного соглашения стран Евросоюза о создании межгосударственных объединенных следственных групп, действующих в едином правовом поле ЕЭС. Поэтому в JIT могли войти страны, не входящие в ЕЭС, в которых законодательство (его основные положения) не сильно отличалось от правовых норм ЕЭС (например, Австралия).

Малайзия не могла cразу стать полноправным членом JIT, поскольку в ее законодательстве предусмотрена смертная казнь, что запрещено законами других членов JIT. После достижения соответствующих взаимных договоренностей по этому вопросу 4 декабря 2014 года Малайзия стала полноправным членом JIT.

Таким образом, Малайзия изначально была членом технического расследования DSB, и стала участником JIT когда захотела, а полноправным членом – через три с половиной месяца, как только были сняты препятствия, обусловленные национальным законодательством самой же Малайзии.

Еще раз: Малайзия стала участником JIT в тот же день, как выразила свою заинтересованность в этом, а полноправным членом – через 3 с половиной месяца, когда согласилась снять свои внутренние юридические препятствия для этого. И на сайте минюста Нидерландов особо подчеркивается, что «…с тех пор существует тесное сотрудничество с Малайзией, и малазийские коллеги поддерживают все выводы и выводы JIT»

#Расследования #Происшествия #Новости #Нидерланды #Игорь Зотов #Приговор #Расследование #Россия #Малайзия #Украина #Суд #Захарова
Подпишитесь